Домой Азербайджан Гейдар Алиев ничем не хуже коринфского пса Сотера

Гейдар Алиев ничем не хуже коринфского пса Сотера

618
0

Сегодня, 15 июня в Азербайджане празднуется главный государственный праздник – День национального спасения. Не какой-нибудь Праздник урожая или День нефтяника, не День стрижки барана, а национального спасения. Только представьте: не было бы 15 июня, не было бы сегодня закавказских турок вообще. И именно этот жизнеутверждающий праздник отмечают ежегодно в Азербайджане. Что же произошло в этот памятный день, от чего спаслись закавказские турки, и что за сказочный богатырь спас их?

Спасение народа действительно достойно благодарной людской памяти. В 390 году до нашей эры Рим подвергся неожиданному ночному нападению галлов, однако гуси своим гоготом предупредили воинов, успевших занять оборонительные позиции. В столице Италии по сей день благодарны гусям. Древнегреческий Коринф спас пес по кличке Сотер. Впоследствии ему поставили памятник с надписью «Защитнику и спасителю Коринфа», а Александр Македонский даже воздвиг в честь Сотера большой храм. Известны истории о кошках, спасших Лондон от нашествия крыс, а также петухе, спасшем немецкий город Мюнстер. Поэтому к главному азербайджанскому празднику – Дню национального спасения – следует относиться с пониманием. В самом деле, почему в Риме могут почитать гусей, в Коринфе – собак, в Лондоне – кошек, в Мюнстере – петуха, а в Азербайджане должны предать забвению Гейдара Алиева? Чем он хуже того же римского гуся, коринфского пса или мюнстерского петуха?

Преданий о животных, спасших людей, много, большинство из них сегодня практически невозможно проверить. Так же, как и повторяющийся в сказках многих народов сюжет о юноше, спасшем город (царство, людей) от злого кровожадного дракона.

Но если сказки, легенды и предания трудно поддаются проверке, то в случае с Днем национального спасения Азербайджана все представляется гораздо проще. В конце концов, исходные данные нам известны: Азербайджан спас Гейдар Алиев. А поскольку сам Гейдар Алиев умер всего лишь десять лет назад, то память о нем, его жизни и даже смерти, все еще свежа. Так же, как известны некоторые не слишком афишируемые стороны его деятельности на посту президента Азербайджана. По этой причине, думается, стоит разобраться еще и с тем, как Гейдар Алиев спас закавказских турок.

Начнем с того, что Днем национального спасения в Азербайджане считают день возвращения Гейдара Алиева в Баку, в кресло руководителя этой республики. Напомним, что произошло это в результате военного переворота, когда возглавляемая Сурретом Гусейновым бригада пошла в сторону Баку. Президентом Азербайджана тогда был сколь амбициозный, столь и трусливый Эльчибей, сбежавший из города без всякой попытки сохранить власть. В тот же день в Баку триумфально вернулся Гейдар Алиев, главный кукловод военного переворота. Именно это событие празднуется в современной Азербайджанской республике как День национального спасения.

Гейдар Алиев оказался никуда не годным руководителем и уж вовсе никчемным полководцем. Достаточно сказать, что при его правлении вооруженные силы Азербайджана потеряли контроль над пятью из семи исконно армянских районов Арцаха, освобожденных Армией Обороны Республики Арцах за пределами бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Из 37,5 тысяч погибших в годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах азербайджанских аскеров, 22,5 тысяч были уничтожены за последующие после Дня национального спасения 11 месяцев.

Тем не менее, возвращение Гейдара Алиева к власти в Азербайджане, в определенном смысле спасло это государство. Не нацию, конечно, кроме всего прочего, подобной нации – «азербайджанцы» – пока еще не существует, а именно незаконнорожденное государство закавказских турок. Ибо, если бы Эльчибей не оказался последним трусом, а Алиеву не повезло с Суретом Гусейновым и финансовым спонсором Гусейном Абдуллаевым, ныне в Закавказье было бы одним государством – Нахиджеванской республикой – больше. А защищающий сегодня «территориальную целостность» Азербайджанской ССР Ильхам Алиев, скорее всего, числился бы президентом сепаратистского образования. Со всеми «лестными» эпитетами, используемыми азербайджанской пропагандой.

В самом деле, сегодня мало кто помнит о том, что Гейдар Алиев последовательно проводил политику выхода Нахиджевана из состава Азербайджана, и уже в конце 1991 года полностью вывел край из-под контроля Баку. 30 сентября 1990 года в Азербайджане прошли выборы в Верховный Совет Азербайджана. Эти выборы, вплоть до «Дня национального спасения» 15 июня 1993 года, стали последними на территории Азербайджана, в которых принимало участие население Нахиджевана. На тех выборах Г.Алиев одержал более чем убедительную победу в Неграмском округе, и вскоре занял кресло председателя Верховного Совета Нахиджеванской республики. С этого момента Нахиджеван полностью перестал подчиняться Баку, а Г. Алиев, по должности ставший заместителем председателя Верховного Совета Азербайджана, ни разу не посетил Баку.

Так, 17 марта 1991 года руководимый Г. Алиевым Нахиджеванский край не принял участия во всесоюзном референдуме по сохранению Союза. Объяснялось это наличием в Законе СССР «О порядке выхода союзной республики из состава СССР» статьи 3, в которой оговаривалось право автономий на самостоятельный референдум. Сегодня Ильхам Алиев комментирует этот факт как стремление своего отца добиться независимости Азербайджана, однако факт остается фактом: Гейдар Алиев не хотел связывать будущее Нахиджевана с Баку.

8 сентября 1991 года в Азербайджане проводились выборы президента, на которых победил А. Муталибов. И вновь Нахиджеванский край не принял участия в выборах, а организатор бойкота – Гейдар Алиев – получил формальное право игнорировать решения и не подчиняться указам Муталибова. С этого момента пути Азербайджана и Нахиджеванской республики разошлись до самого июня 1993 года.

Мало кому известно о том, что пришедший к власти в Нахиджеване Гейдар Алиев уже на следующий день позвонил в Ереван: теперь я руководитель края, предлагаю заключить мир. Алиев заключил с Арменией сепаратный договор о мире, и Нахиджеван, после сентября 1991 года, не принимал организованного участия в агрессии Азербайджана против Республики Арцах. Для Баку, надеющегося, что Нахиджеван отвлечет на себя часть армянских сил, это решение Алиева явилось тяжелым ударом.

Тема сепаратных договоренностей Гейдара Алиева с Арменией еще ждет своего исследователя, однако уже сегодня можно утверждать, что подобное поведение невозможно квалифицировать иначе, как предательство. Мирные договоренности с Алиевым были чрезвычайно выгодны для армянских государств, получивших возможность высвободить немалые силы для участия в боевых действиях в Арцахе, и Алиев не мог этого не понимать. Понимал он и то, что Армения не планировала наступление на Нахиджеван. А это означает, что Гейдар Алиев сознательно высвобождал армянские силы для войны с Азербайджаном, втайне лелея надежду на развал властной структуры в столице терпящего поражения на фронте Азербайджана. Что, собственно, и произошло.

Безусловно, война Нахиджевана вместе с Азербайджаном против армянских государств не могла повлиять на итог агрессии против Республики Арцах. Тем не менее, факт остается фактом: руководимый Г. Алиевым Нахиджеванский край в войне против армянских государств не участвовал. А до конца лета 1993 года в принимавших участие в агрессии против Арцаха вооруженных силах Азербайджана не было призывников из Нахиджевана. И сегодня можно утверждать: если бы соглашение о прекращении огня было бы заключено к весне 1993 года, то Нахиджеван провозгласил бы свою государственную независимость. В этом плане примечательно заявление вице-спикера парламента Азербайджана З. Аскерова: «В результате возвращения «общенационального лидера» Гейдара Алиева к власти Азербайджан избежал развала».

Провозглашение государственной независимости Нахиджевана состоялось бы и в случае провала военного переворота в мае-июне 1993 года в Азербайджане. Это был последний шанс Гейдара Алиева вернуться к власти в Баку, готового, в случае провала переворота, объявить Нахиджеван независимым суверенным государством. Новое государство не родилось исключительно вследствие нерешительности и трусости Абульфаса Эльчибея, спасовавшего перед небольшой бригадой, вяло движущейся в сторону Баку, и спешно улетевшего в вотчину своего главного врага.

Гейдар Алиев добился внесения в конституцию Нахиджевана фразу, подчеркивающую его государственный статус: «Нахчыванское(Нахиджеванское. – Л.М.-Ш.) автономное государство является демократической, правовой, светской автономной республикой в составе Азербайджанской Республики» (Статья 1). Этот правовой нонсенс – государство в составе государства! – он затем внес и в конституцию Азербайджана, пункт I статьи 134 которой подтверждает, что «Нахичеванская (Нахиджеванская. – Л.М.-Ш.) Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики».

Тем не менее, возвращение Гейдара Алиева в Баку действительно имеет немалое значение для Азербайджана, ибо вернуло в пределы этого государства уже отколовшийся Нахиджеванский край. Со временем Алиев расправился как со своими противниками, так и с людьми, оказавшими ему помощь в узурпации власти в Азербайджане. И первой жертвой, как это нетрудно догадаться, стал именно Суррет Гусейнов. Но это уже несущественно. Главное, он спас закавказских турок, и достоин памятников и храмов в свою честь. В конце концов, Гейдар Алиев ничем не хуже коринфского пса Сотера.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
«ВОСКАНАПАТ»