“Это нарушение подписанной в 1949-ом году Женевской конвенции,- комментируя интервью военнопленного армянского солдата азербайджанским СМИ, сказала в беседе с журналистом ГАЛА, бывший омбудсмен Лариса Алавердян — во второй части 13-ой статьи конвенции есть положение о том, что пленный не должен подвергаться жестокому или унижающему его достоинство обращению, и не обязан удовлетворять чей-либо праздный интерес, отвечая на вопросы.
В этом смысле, появление военнопленного в эфире частного телевидения, в то время, когда он находится под контролем Минобороны, и данное им интервью — даже если бы он спел в эфире патриотическую песню об Армении — является нарушением данной статьи.
Кроме того, в конвенции закреплена обязанность уважения чести и достоинства военнопленного, а в этой видеозаписи, я считаю, была нарушена также журналистская этика, поскольку речь Акопа искажена при переводе на азербайджанский. В его словах нет речи о добровольном переходе границы, между тем, в переводе звучит, что он был вынужден перейти на азербайджанскую сторону.
Это очевидный случай распространения дезинформации, и я считаю, что именно СМИ должны отреагировать на это и обратиться в соответствующую международную комиссию по журналистской этике”.
На вопрос: “Как по-Вашему, почему представители международного комитета Красного Креста до сих пор не встретились с Акопом?”,- Алавердян ответила:
“То, что представители Красного Креста до сих пор не встретились с Акопом Инджигуляном, фактически говорит о том, что Азербайджан нарушает права Акопа, так как, стороны обязаны впускать представителей Красного Креста в любое помещение, для встречи с военнопленным, сам Красный Крест не может заставить сторону сделать это.
Мы вынуждены ждать еще несколько дней, поскольку, согласно конвенции, у военнопленного должна быть возможность отправить письмо своим родным, в течение, самое позднее, семи дней”.
На вопрос, отреагирует ли международный комитет Красного Креста на нарушение Азербайджаном конвенции, в частности на то, что СМИ взяли интервью у военнопленного и исказили его слова, бывший депутат НС ответила, что Красный Крест должен отреагировать на нарушение, однако деятельность Красного Креста, в отличие от международных общественных организаций имеет свою довольно высокую степень конфиденциальности.
“Дело в том, что в международных конвенциях не указываются санкции в отношении государства, нарушившего конвенцию”.
На вопрос, есть ли в конвенции положение, определяющее время, в течение которого пленного возвращают на родину, член Совета по вопросам военнопленных и заложников, ответила:
“Конкретное время не определено, но смысл положения в том, чтобы в кратчайшие сроки выяснить обстоятельства дела, и в случае отсутствия предумышленных действий во вред стране , немедленно начать процесс возвращения военнопленного на родину.
Напомним, в ночь 7 на 8 августа, около 3-х часов ночи, во время несения службы, по предварительным данным, не сориентировавшись на местности, военнослужащий срочной службы Акоп Геворкович Инджигулян, 1991 года рождения, нарушил карабахско-азербайджанскую границу и оказался на подконтрольной противнику территории.