Пошел тринадцатый день пребывания в плену армянского военнослужащего Акопа Инджигуляна, а из Азербайджана по-прежнему нет никаких вестей о допуске к нему представителей Бакинской делегации Международного Комитета Красного Креста (МККК). Размещение в Сети «интервью» военнопленного, сопровождавшегося грубым искажением сказанного и приписыванием Акопу заявлений о «переходе на азербайджанскую сторону из-за оскорблений и унижений», переодевание в армейскую форму чужого государства, отсутствие каких-либо посланий семье и недопущение к нему представителей МККК — таков неполный список нарушений Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными, которую Азербайджан ратифицировал в 1993 году.
Подобное поведение властей Азербайджана, своим отношением к нормам международного права однозначно поставивших себя вне рамок цивилизованного сообщества, конечно, не стало новостью. Официальный Баку давно руководствуется требованиями отнюдь не документов, под которыми стоит в том числе и его подпись, а исключительно соображениями собственной выгоды и нечистоплотными политическими целями, в том числе в вопросах гуманитарного характера. Власти этой страны не останавливают даже репутационные риски и возможность наказания в судебном порядке — напомним, что в Европейском суде по правам человека в настоящее время находятся два иска, касающиеся армянских военнопленных. Но если подобное поведение азербайджанского руководства уже не вызывает удивления, то действия Бакинской делегации МККК во главе с госпожой Шерин Поллини, а также высказывания ее сотрудников дают основания подозревать, что эта контора оказалась вовлечена в печально известную «икорную дипломатию» Азербайджана.
Мы с сожалением высказываем это предположение, поскольку опыт работы, в частности в нашем регионе, до последнего времени давал основания лишь для уважения к этой авторитетной структуре. Однако даже с учетом известной конфиденциальности МККК действия Бакинской делегации не поддаются какой-либо логике с точки зрения требований основополагающих документов организации — Женевских конвенций. Причем подозрения вызывают как результаты – вернее, их отсутствие — деятельности офиса за почти 2 недели, прошедшие после пленения Инджигуляна, так и комментарии сотрудников. И если безграмотность и хамство пресс-секретаря Минобороны Азербайджана ни для кого не стали сюрпризом, то полное незнание работниками бакинского офиса азов международного гуманитарного права наводит на серьезные сомнения в том, что данная контора исходит в своей работе из положений именно этих документов речь, в частности, об интервью ответственного за связи с общественностью Иллахи Гусейновой, размещенном на сайте galatv.am. Ответы ханум на вполне конкретные вопросы куда больше подходят сотруднице МО или иного госучреждения Азербайджана, нежели представительства известной международной организации, поскольку она постоянно ссылается отнюдь не на правовые нормы и обязательства Азербайджана по их выполнению, а на волю и желания бакинских властей.
Так, на вопрос — почему до сих пор представители МККК не встретились с пленным? — Гусейнова отвечает: «Мы ждем, когда руководящие структуры двух стран урегулируют свои отношения вокруг этого вопроса, пока этот диалог продолжается». Далее, комментируя отсутствие каких-либо писем семье, она разглагольствует о том, что если, дескать, со стороны властей Азербайджана будет проявлена соответствующая инициатива, то азербайджанское представительство МККК может посредничать в установлении контактов с семьей, то есть если власти решат (!!!), что должна быть установлена связь с семьей, то они посодействуют этому. Дальнейшие рассуждения ханум мы приводить не станем, поскольку и этих цитат вполне достаточно, чтобы убедиться: Бакинская делегация МККК руководствуется в своей деятельности отнюдь не документами и требованиями международного права, а исключительно прихотями и капризами бакинских властей.
Чем именно это продиктовано, остается лишь гадать. А с учетом широко распространенной практики азербайджанской «икорной дипломатии», в силки которой уже попало множество евродепутатов и сотрудников международных структур, первой и практически единственной догадкой остается вероятность включения в этот поистине черный список Бакинского представительства МККК. Альтернативой может быть разве что предположение о том, что бакинский офис, в отличие от остальных миссий организации в разных странах мира, превратился в подразделение азербайджанской пропагандистской машины. Знают ли об этом президент МККК Петер Маурер и генеральный директор Ив Дакор?
Актуален и вопрос — все ли делается в Ереване для соблюдения прав и скорейшего возвращения Акопа? К сожалению, множество претензий имеется к Ереванской делегации МККК, а уж тем более — к защитнику прав человека РА, который ни разу за почти 2 недели не соизволил высказать отношение к вопиющим нарушениям прав гражданина Армении. Между тем именно омбудсмену следовало обратиться к коллегам, в том числе к Верховному комиссару Совета Европы по правам человека, в соответствующие структуры ООН, выступить с заявлениями — словом, выполнить по меньшей мере свои служебные обязанности.
Мы тем не менее рискнем высказать предположение, что Акоп Инджигулян вернется на родину живым и невредимым. Это может быть обусловлено разными факторами, в том числе предвыборной ситуацией в Азербайджане и возможностью для И. Алиева выступить в роли этакого гуманного лидера толерантной страны и сменить поразительное равнодушие, проявленное в Баку к заявлению находящегося в Армении более года азербайджанского пленного Ф. Фараджева о желании вернуться домой, на заинтересованность в возвращении своего гражданина. Отметим, кстати, что армянская сторона, как обычно, на протяжении всего периода пребывания Фараджева в Ереване (с июля прошлого года) соблюдала нормы международного права, в том числе регулярно допускала к нему представителей МККК и обеспечивала связь с родными.
В любом случае, И. Алиеву представляется отличный шанс выступить в качестве не покровителя трусливых ночных убийц с топором в руке, а приверженца гуманитарных норм. Особенно на фоне приближения позорной годовщины — 31 августа, когда мир взорвала сделка по купле-продаже, награждение и героизация будапештского убийцы. Остается надеяться, что идущий на третий срок Алиев этот шанс не упустит.
Марина ГРИГОРЯН. «Голос Армении»