Домой Политика Армения может национализировать предприятия с российским капиталом

Армения может национализировать предприятия с российским капиталом

332
0

«Перекресток» Армении, который до сих пор представлялся как выбор между Европейским и Таможенным союзом, оказался всего лишь дорогой с односторонним движением. Таможенный и иные союзы так и не обрели актуальность, и «выбор» свелся к тому, «отпустит» ли Россия Армению и другие постсоветские страны в свободное плавание.

Слово «отпустит» предполагает наличие определенного арсенала для того, чтобы вынудить Армению топтаться на месте, а не двигаться вперед. Главным оружием в арсенале России всегда были топор и сапог, и она уже начала их применять. Но есть ли у Армении, Украины и других достаточно оружия против российского арсенала?

Москва в явном замешательстве от того, что ее традиционные методы перестали действовать. Это замешательство толкает ее на непродуманные и неэффективные шаги, которые дают, как правило, обратный эффект.

Свидетельством чему – ужесточение таможенных проверок украинских товаров. Пару дней назад Москва неожиданно заблокировала весь экспорт из Украины, нанеся ей миллиардные убытки. Потом европейские структуры спросили Москву, зачем она это сделала, и Москва так же неожиданно перешла «на штатный таможенный режим». Но сегодня один из одиозных представителей российской власти Сергей Глазьев заявил, что Россия, в случае подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, может запретить свободную торговлю с Украиной.

Такие же непонятные телодвижения Россия стала делать в миграционной политике — то создали лагерь для мигрантов, то потом его расформировали, но истерия осталась. Очевидно, для того, чтобы предупредить кое-какие страны: в арсенале у Кремля осталась еще главное оружие – мигранты, которых в России десятки миллионов.

В Армении есть мнение, что Москва, исчерпав все доводы против Армении, просто выдворит из России мигрантов-армян. Для нынешних ереванских властей, которые рассматривают трудовую миграцию как оптимальный инструмент решения социально-экономических проблем, это стало бы действительно большим ударом, но не смертельным.

Но очевидно, что пострадают от этого обычные граждане, которые не могли содержать семьи в Армении и вынужденно поехали в Россию. Пострадает и сама Россия, которая потеряет квалифицированную, интеллектуальную, христианскую и законопослушную общину. И это вряд ли не понимают в Москве.

Понимают также и то, что в случае выдворения армянских мигрантов из России Еревану придется прибегнуть к крайней мере – национализировать отданные России в счет госдолга предприятия, чтобы дать работу вернувшимся мигрантам. Хотя, Армении следовало бы прибегнуть к этому шагу безотносительно мигрантов.

Пути Армении и России объективно расходятся, и сейчас только от Кремля зависит, как далеко эти пути отойдут друг от друга. Есть шанс сохранить параллельные дороги, максимально близкие, и не доводить дело до отрывания, как говорят, «с мясом». Хотя, судя по презентационным лицам в Москве, Россия решительно настроена на «бой».

ЛРАГИР