13 августа нынешнего года состоялся визит президента России Владимира Путина в Азербайджан. Вопреки заявлениям руководства в Баку о том, что оно придерживается политики балансирования между Россией и Соединенными Штатами, в последние годы, отмеченные развитием российско-армянских отношений, чаша весов внешних сношений Азербайджана явным образом склонилась в сторону Вашингтона. Кроме того, отказ Азербайджана продлять срок действия договора об аренде Россией Габалинской радиолокационной станции вызвал существенное охлаждение в отношениях двух стран. Несмотря на это, их совместный товарооборот в 2012 году составил около четырех миллиардов долларов и только за последние шесть месяцев увеличился на 50%, что демонстрирует прочность экономических отношений двух соседних стран.
Энергетическое сотрудничество
В нефтедобывающей промышленности Азербайджана, в которой участвуют российские компании «Лукойл» и «Газпром», львиная доля принадлежит все же иностранным корпорациям, таким как British Petrolеum, норвежской Statoil, американской Exxon Mobil и французской Total. Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики (SOCAR) также постоянно увеличивает свою активность. Вместе с российским президентом в Азербайджан также приехал исполнительный директор крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» в надежде заключить ряд контрактов на разработку азербайджанских месторождений. По некоторым сведениям, именно он и организовал поездку Владимира Путина в Баку. Тем не менее некоторые специалисты утверждают, что контракты, подписанные в ходе визита, свидетельствуют о нежелании азербайджанской стороны передавать российским партнерам большую часть промыслов. Так, в месторождении на Апшеронском полуострове азербайджанская SOCAR и французская Total занимают ведущие позиции, имея 40% акций в консорциуме. В газовой сфере сотрудничество с азербайджанскими коллегами также не отвечает ожиданиям «Газпрома», потому что они предпочитают поставлять основную часть своего экспортного газа по трубопроводу в Европу.
Усилия России направлены не только на укрепление своих позиций в добыче энергоресурсов Азербайджана и предотвращение конкуренции с его стороны в сфере газовых поставок в европейские страны, но и на обеспечение своих внутренних потребностей. В Чеченской республике, например, ежегодно расходуется более двух с половиной миллиарда кубических метров газа и потребности в этом энергосырье будут только увеличиваться. По мнению Москвы, если учитывать территориальную близость к Чечне и другим областям Северного Кавказа, азербайджанский газ является удобной альтернативой.
Президентские выборы в Азербайджане
Уже давно ходят слухи о возможном вмешательстве России в президентские выборы в Азербайджане посредством выдвижении собственного кандидата – писателя и режиссера, заслуженного деятеля искусств Рустама Ибрагимбекова, проживающего в России. Бакинские власти препятствуют его приезду в Азербайджан, за что подвергаются давлению со стороны России. Недовольство с ее стороны вызывает и отношение азербайджанских властей к другому кандидату на пост президента, лидеру движения «Гражданская инициатива» Ильгару Мамедову, находящему в тюремном заключении. Между тем, поездка Путина в Баку накануне президентских выборов в этой стране свидетельствует о том, что Россия признает предстоящее голосование и то, как местные власти обращаются с оппозиционными партиями и деятелями, внутренним делом Азербайджана и не намерена каким-либо образом вмешиваться в эти вопросы.
Стимулирование Азербайджана к изменению его роли в геополитике
Как уже говорилось выше, республика Азербайджан, реализуя в своей внешней политике принцип балансирования между Россией и Западом, все-таки выявляет большую склонность к западным структурам, таким как НАТО и Европейский Союз, что, в свою очередь, ослабляет позиции России по сравнению с возможностями евро-атлантических сил в восточных странах. Более того, в стратегической зоне Южного Кавказа Россия уже лишилась поддержки Грузии, а у Армении преимуществ гораздо меньше, чем у соседних с ней независимых республик, причем нет никаких гарантий того, что Ереван всегда будет признавать над собой российское господство. Между тем Азербайджан, который, с геополитической и геоэкономической точек зрения, можно считать самой важной республикой Южного Кавказа, благодаря своей умеренной политике одновременно создал угрозы и возможности для России. Хотя Москва и не надеется помешать тенденциям Баку в сторону западных структур, она как минимум пытается замедлить темпы их распространения в восточных странах, среди которых Азербайджан выбран в качестве главнейшей базы усиления присутствия сил Запада в том числе и в Средней Азии.
Хотя Россия и является главным членом Минской группы ОБСЕ, возглавляющей процесс мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном, опыт ее двадцатилетней работы в этой устаревшей и неэффективной структуре показал, что эта страна не сильно желает разрешения данного конфликта в формате сотрудничества с Западом. Вполне очевидно, что предложение России азербайджанскому правительству касательно решения карабахской проблемы заключается в рассмотрении этого вопроса в рамках чисто российских структур, в частности Евразийском союзе, развивающегося в русле евразийской идеологии Путина, а также во влечении Азербайджана в Таможенный союз СНГ.
Действительно влияние России на государства, входящие в состав СНГ, все еще довольно велико. Она выдвигает конструктивные предложения касательно решения карабахской проблемы и некоторые азербайджанские политики даже считают, что ее решение напрямую зависит от России. Тем не менее, в отношении Азербайджана российское влияние не настолько значимо, чтобы заставить руководителей этой кавказской республики для изменения своей геополитической значимости отстраниться от западных структур и больше сблизиться с северным соседом, признав принципы евразийства Путина. Несмотря на нерешенность карабахского кризиса, начавшегося еще 20 лет тому назад, Азербайджан смог разработать собственный план развития и предпринял серьезные шаги в плане структурных реформ, увенчавшихся важными экономическими достижениями. Так, ему удалось улучшить показатели валового национального продукта, иностранных инвестиций, дохода на душу населения, сократить инфляцию, значительно повысить стоимость национальной валюты и решить проблему занятости населения. В связи с этим кажется весьма сомнительным, что в будущем Азербайджан предпочтет Запад России и стиль отношений с ней останется прежним, учитывая некоторые актуальные аспекты регионального сотрудничества.
Перевод с персидского Тарасовой Светланы
(«Iras», Иран)
InoSMI