Приводим статью научного сотрудника Белферовского центра Гарвардского университета Симона Сараджяна, опубликованную в «The Huffington Post», со значительными сокращениями:
Очень жаль, что решения огромного значения для будущего армянского народа, такие как вступление этой бывшей советской республики в Таможенный союз, подготавливаются и принимаются без учета мнения армянской общественности.
Решение, о котором президент Армении Серж Саргсян объявил после встречи с президентом России Владимиром Путиным в Москве в начале этой недели, было подготовлено настолько тайно, что, по-видимому, даже некоторые из старших должностных лиц в армянском правительстве и парламенте не были проинформированы заранее, не говоря уже о широкой общественности.
Саргсян, может быть, и вправду надеялся на продолжение диалога с Европейским Союзом. Мы не знаем, предупредил ли Саргсян верхушку ЕС о своем решении присоединить Армению к ТС, но ясно, что армянский лидер, безусловно, не спросил свой собственный народ, прежде чем сделать выбор, который будет оказывать огромное влияние на жизнь соотечественников.
Почему в Украине Виктор Янукович, не будучи маяком демократии, объявил о том, что украинцы получат возможность проголосовать и выбрать между Соглашением с ЕС и членством в ТС, а в Армении Серж Саргсян решил, что консультация с нацией по поводу того же выбора не нужна? Я не знаю точного ответа на этот вопрос. Но я знаю, что национальный лидер увеличивает вероятность роковой ошибки каждый раз, когда ограничивает процесс формулирования важного решения узким кругом приближенных.
Я не хочу сказать, что питаю иллюзии, будто пакет соглашений с ЕС чудесным образом превратит Армению в процветающую страну с эффективной системой государственного управления за одну ночь. И не имею в виду, что членство Армении в Таможенном союзе будет ошибкой. Скорее, мой вопрос заключается в том, что нет достаточной информации по данному вопросу, доступной кому-либо.
Я могу упомянуть около полдесятка хороших причин, почему Армения должна быть в Таможенном союзе, в том числе тот факт, что Россия является крупнейшим торговым партнером Армении среди отдельных стран, поставщиком оружия, которое необходимо Армении, чтобы удерживать Азербайджан от начала войны, а также крупным источником иностранных инвестиций и денежных переводов. Следует также учитывать возможную цену, которую придется заплатить при отчуждении от России, которая заинтересована в расширении ТС. Потенциал России по отношению к Армении не имеет себе равных, учитывая роль, которую она играет в качестве гаранта безопасности Армении, зависимость Армении от российского газа и другие рычаги, которые есть у Москвы по отношению к Еревану. Удаление Армении от России также может помочь заклятому врагу Армении – Азербайджану.
Однако ассоциация с ЕС через Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли тоже важна, особенно учитывая, что 27 стран – членов ЕС коллективно являются крупнейшим торговым партнером Армении и имеют ноу-хау в области модернизации экономики и государственного управления.
Неясно, почему правительство Армении и научное сообщество не исследовали и публично не представили сравнительный анализ двух вариантов, прежде чем Саргсян представил свой выбор 3 сентября. Возможно, одна из причин заключается в том, что армянское руководство не хочет признавать, что значение России как партнера по безопасности превосходит любую экономическую выгоду от углубления сотрудничества с ЕС. Причиной может быть также то, что сохранение поддержки Кремля имеет важное значение для правящей элиты Армении, поскольку она стремится сохранить политическую стабильность в республике.
Будь то соображения в сфере безопасности, или политические соображения, или просто отсутствие предвидения, которые помешали конструктивному обсуждению различных вариантов экономического сотрудничества Армении, отсутствие такой дискуссии вызывает сожаление. Поощрить общественную дискуссию об имеющихся вариантах, а затем поставить эти варианты на голосование – это самое малое, что мог бы сделать лидер для людей, которые избрали его для того, чтобы он направлял их нацию-государство не только к безопасности, но и к процветанию.