Домой Ближний Восток Почему Израиль так и не усвоил уроки войны Судного дня?

Почему Израиль так и не усвоил уроки войны Судного дня?

394
0

M606A2 IDF 1973 (3)В бессознательном израильтян оба этих события рассматриваются как полупровал, в связи с чем им не придается значения.

В этом году в Израиле отмечается годовщина двух исторических событий, которые оставили туманный след в коллективной памяти народа. Хотя кампанию в Суэце 1956 года и Шестидневную войну 1967 года помнят в любом израильском городе, война Судного дня и соглашения в Осло занимают позорное место в коллективном бессознательном и по большей части игнорируются, потому что их считают полупровалом в военном и дипломатическом плане. Как бы то ни было, два этих исторических события теснейшим образом связаны между собой.

Цена войны

Причиной войны Судного дня, которая длилась с 6 по 24 октября 1973 года и стала настоящим сюрпризом для израильских властей, была убежденность военного и политического руководства в том, что Египту понадобились бы десятки лет, чтобы оправиться после поражения в 1967 году. Тем не менее, египтяне и сирийцы совместно начали внезапное наступление на Синае и Голанских высотах в тот момент, когда число военнослужащих сократилось в связи с главным религиозным праздником.

Хотя на стороне нападавших и было существенное численное преимущество, ЦАХАЛу удалось остановить их ценой серьезных потерь, которые оказались в новинку маленькому еврейскому государству. Всего за неделю, которая ушла на реорганизацию войск, передачу нового оружия из США и всеобщую мобилизацию, Израиль смог восстановить военный потенциал и перешел в контрнаступление, в результате чего его армия проникла далеко вглубь территории Сирии и перешла через Суэцкий канал.

Изначально эта война стала символом провала самой знаковой израильской спецслужбы, Моссада, который не смог предупредить правительство о готовившемся нападении. Она привела к серьезным политическим потрясениям, и премьер-министр Голда Меир была вынуждена уйти в отставку из-за обвинений в недальновидности и легкомысленности. Она сделала для себя должные выводы.

Однако Голда Меир могла в полной мере оценить собственный промах, потому что, как стало известно из рассекреченных в 2012 году документов, Моссад в полной мере справился со своими обязанностями. 5 октября 1973 года агент ведомства Ашраф Марван поставил своего директора Зви Замира в известность насчет грядущего «объявления войны» со стороны Сирии и Египта. Эти сведения не были должным образом проанализированы в правительстве, и предупреждение не приняли во внимание. Окрыленный предыдущими победами министр обороны Моше Даян недооценил реваншистские настроения в египетской армии.

Нежданная резня

Первые дни войны обернулись для Израиля непривычными потерями: нападение оказалось неожиданным и произошло в день праздника, тогда как израильская армия к тому моменту сократила личный состав и была не готова к атаке. Первым солдатам на линии фронта пришлось расплачиваться собственными жизнями за недальновидность штаба, который был мыслями в прошлых победах.

Война оставила глубокий след в сознании израильтян, а армия потеряла 3020 человек, большинство которых погибли в первые дни боев. Военных упрекали в том, что они не последовали классической израильской стратегии, которая заключается в превентивном ударе в случае подтвержденного спецслужбами неизбежного начала войны. В результате все военное руководство отправили в отставку. Однако тяжелые воспоминания связаны и с тем, что потери были гораздо существеннее, чем во время любых других войн еврейского государства. В то же время они сыграли ключевую роль в решении Ицхака Рабина заключить с палестинцами Кэмп-Дэвидские соглашения 1979 года.

Получается, что израильтяне оценили последствия войны Судного дня. Они окончательно убедились, что никогда не смогут победить в войне без материальной помощи США. Кроме того, они буквально следуют военной стратегии превентивного удара в случае опасности для безопасности страны. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро с учетом ядерной программы Ирана, которая представляет угрозу для Израиля и может послужить причиной второй войны Судного дня.

Текущая ситуация перекликается с тем, что было в 1973 году, по крайней мере, с точки зрения категорического отказа Израиля вести переговоры с врагами. Премьер-министр Голда Меир проигнорировала все тайные предложения президента Египта Анвара Садата вернуть ему оккупированный Синай в обмен на настоящий мир. В результате Садат пришел к выводу, что получить обратно Синай у него получится только силой оружия. 3020 израильтян поплатились за это своими жизнями, хотя по Кэмп-Дэвидским соглашениям 1979 года эта территория вновь перешла египетской стороне.

Соглашения в Осло

Война Судного дня, несомненно, сыграла определенную роль в подписании соглашений в Осло, которые стали результатом тайных переговоров представителей Израиля и Палестины и должны были заложить основу разрешения конфликта. 13 сентября в Вашингтоне израильский премьер Ицхак Рабин, председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат и президент США Билл Клинтон подписали совместную «Декларацию о принципах».

Соглашения в Осло установили схему переговоров по урегулированию палестино-израильского конфликта и создали условия для временной (пятилетней) автономии Палестины для движения к окончательному миру. 4 мая 1994 года был подписан договор, который наделил новую Палестинскую автономию ограниченными полномочиями. Наконец, 28 сентября 1995 года в Вашингтоне заключили соглашение по Западному берегу реки Иордан и сектору Газа, в котором предусматривалось проведение первых выборов палестинское законодательное собрание и раздел палестинской территории на зоны под контролем разных властей (должны были существовать вплоть до завершения текущих переговоров).

Эти соглашения привели к созданию Палестинской автономии с полномочиями в нескольких зонах, однако в то же время также стали полупровалом, потому что не смогли предотвратить начало второй интифады и не повлекли за собой новых политических достижений. Они были призваны создать основы для формирования независимого палестинского государства, которого нет и 20 лет спустя. Через три года после подписания этих соглашений должны были начаться переговоры по окончательному статусу палестинских территорий, палестинским беженцам, Иерусалиму, израильским поселениям, границам и проблемам безопасности Израиля.

Как бы то ни было, ничего подобного не произошло, что, собственно, и объясняет нынешний скепсис израильского политического класса по поводу возобновления мирного процесса. За прошедшие два десятилетия поселения разрослись, и для формирования потенциальной независимой Палестины сегодня остается всего 40% территории на западном берегу. Правые националисты укрепили позиции в Кнессете и выступают против принципа двух государств для двух народов. Это многое говорит о том, как в конечном итоге были усвоены уроки войны Судного дня и соглашений в Осло.

Жак Бенийуш («Slate.fr», Франция)