Перед предварительно на вторую половину ноября намеченной встречей президентов Армении и Азербайджана Ильхам Алиев посетил Анкару. Согласно официальным сообщениям, нагорно-карабахская проблема была одной из главных тем обсуждения.
ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С ПРЕЗИДЕНТОМ ТУРЦИИ АБДУЛЛОЙ ГЮЛЕМ ИЛЬХАМ АЛИЕВ ЗАЯВИЛ: «В отношении нас ведется политика этнической чистки. Смириться с этой несправедливостью невозможно. Надеюсь, что в будущие месяцы, годы в этом вопросе будут сделаны более серьезные шаги и территориальная целостность Азербайджана будет восстановлена. Еще раз хочу сказать, это диктуют историческая справедливость, международное право. Конечно, поддержка Турции увеличивает нашу силу, и мы благодарны за эту поддержку. Наша сила в историческом единстве».
Абдулла Гюль в свою очередь заявил: «Мы обсудили вопрос территориальной целостности Азербайджана и освобождение от оккупации его земель, что является национальной проблемой этой страны, а значит и нашей проблемой. Надеюсь, что рано или поздно этот конфликт будет урегулирован». Гюль также подчеркнул: «Мы придаем большое значение дипломатическому решению этой проблемы». Последние слова примечательны тем, что определенно идут вразрез с периодическими заявлениями тех или иных официальных лиц Азербайджана о готовности решить нагорно-карабахский конфликт силовым путем.
Впрочем, некоторые эксперты обращают внимание на то, что в последнее время воинственная риторика Азербайджана поубавилась. Возможно, этому поспособствовали внешние факторы, например проведение в Арцахе очередных военных учений, за которыми наблюдали президенты Армении и Нагорного Карабаха.
Добавим к этому и очевидный сигнал посредников от Минской группы ОБСЕ, в своем последнем заявлении однозначно констатирующих недопустимость угроз мирному процессу воинственными заявлениями. Это предупреждение органично перекликалось с заявлением командира российской военной базы в Армении Андрея Рузинского о том, что база вмешается в конфликт, если Баку решит силой взять контроль над Арцахом. Слова российского командира вызвали большое недовольство в Азербайджане, где начали требовать официального разъяснения позиции Москвы в надежде услышать опровержения от российских высокопоставленных лиц. Надежды не оправдались.
В ОТВЕТ НА СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ВОПРОС АПА в МИД России Рузинского опровергать не стали, а ограничились констатацией верности Москвы принципу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В Департаменте информации и печати МИД России отметили, что эта позиция не изменилась и она неоднократно отражена также в заявлениях руководства МИД России и сопредседателей МГ ОБСЕ. Более того, в МИД РФ АПА напомнили, что в заявлении, принятом президентами России, США и Франции в июне этого года в Лох-Эрн, говорится, что начало военных действий может привести население региона к катастрофическим последствиям. Таким образом, МИД России не столько опроверг слова А. Рузинского, сколько добавил свое предупреждение к предупреждениям российского военачальника и посредников Минской группы.
Все эти обстоятельства, вместе взятые, можно считать определенным дипломатическим давлением на Баку в преддверии встречи Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Понятно, в такой ситуации азербайджанская дипломатия заинтересована в словах поддержки хотя бы со стороны Турции. Даже с учетом того, что эта поддержка до сих пор не принесла Баку никаких осязаемых дивидендов и только создает лишнюю головную боль официальной Анкаре, которая периодически вынуждена вбрасывать в прессу «утечки» о своем якобы искреннем желании нормализовать отношения с Арменией, преподнести «сюрпризы». На этом фоне слова Гюля о «значимости» для Анкары дипломатического урегулирования конфликта можно считать не иначе как очередной констатацией бесперспективности силового решения конфликта и попыткой хоть как-то обозначить и свое «участие» в процессе нагорно-карабахского урегулирования. О чем давно, но безуспешно мечтает турецкая сторона.