Кремлю придётся взять на себя роль главного спонсора Украины – при том, что Киев совершенно не собирается вступать в какие-либо альянсы с Россией
До саммита программы ЕС «Восточное партнёрство» в Вильнюсе остались считанные дни, и на данный момент обстоятельства склоняются к тому, что договор об ассоциации Украины с Евросоюзом в ходе него подписан не будет. Разумеется, нельзя исключать возможности того, что Виктор Янукович в последний момент совершит очередной кульбит и подпишет-таки документ – тем более, что власти ЕС фактически отказались от всех своих требований к Киеву, включая изменение нынешнего статуса Юлии Тимошенко. Однако вероятность такого исхода не слишком велика.
Таким образом, уже сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги того, что происходило на «украинском фронте» последние несколько месяцев, и понять, какая из сторон в итоге осталась в выигрыше, а какая проиграла.
Россия. Тема влияния отказа Киева от подписания соглашения с Брюсселем на российско-украинские отношения является предметом отдельного большого исследования. Стоит лишь отметить, что объявленное сохранение Украины в «сфере влияния» России в любом случае рано или поздно обернётся для последней значительными экономическими и политическими издержками. По сути, Кремлю придётся взять на себя роль главного спонсора Украины и реаниматора её агонизирующей экономики – при том, что в обмен на это Киев всего лишь ВРЕМЕННО отказывается от ассоциации с ЕС, совершенно не собираясь вступать в какие-либо альянсы (в том числе и неполитического свойства) с Россией. Тактический и информационный выигрыш, выраженный в публикациях ведущих западных СМИ, вполне может обернуться серьёзным стратегическим поражением.
Стоит, к примеру, напомнить, что Виктор Янукович не ограничился заявлениями о незыблемости курса на «евроинтеграцию» — и это действительно его искренняя позиция, не зависящая от текущей политической конъюнктуры, Янукович на самом деле очень хочет «в Европу». Украинские власти чётко дали понять, что о вступлении в Таможенный союз не может быть и речи. При этом, судя по высказываниям премьер-министра Николая Азарова, в ближайшее время стоит ожидать долгожданного пересмотра действующих газовых контрактов, которые Киев всерьёз считает главной проблемой украинской экономики. Содержание договорённостей Владимира Путина и Виктора Януковича на данный момент неизвестно широкой аудитории, однако логично было бы предположить, что существенным снижением цен на «голубое топливо» (возможно, до белорусского уровня) дело не ограничится. Речь идёт не столько о торговых льготах и преференциях, сколько о живых деньгах, причём об огромных суммах, ибо иначе украинскую экономику спасти невозможно.
То есть в итоге мы имеем следующее: Россия выкладывает десятки миллиардов долларов пока что лишь за то, что Украина ВРЕМЕННО отказывается от подписания договора с Евросоюзом, которое впоследствии может быть заключено фактически в любой момент. Брюссель, несомненно, чувствует себя оскорблённым, и этого оскорбления он не простит – но не простит Москве, а не Киеву. На практике это может обернуться тем, что Янукович, который откровенно плюнул Евросоюзу в лицо, отнюдь не лишается возможности в самом что ни на есть обозримом будущем вступить в ассоциацию с ЕС, опять же, безо всяких условий, так как последний не упустит возможность утереть нос Кремлю и Путину, который считается главным виновником украинского кульбита («давление», «шантаж», «бедный Янукович не мог иначе»). Говорить в этой ситуации о каких-либо «победах» Москвы может либо маниакальный оптимист, либо обычный лжец.
По факту нам грозит повторение ситуации 90ых годов, когда цены на российский газ для Киева были минимальными, а Борис Ельцин, по собственным признаниям, регулярно просыпался по утрам с желанием «сделать что-нибудь для Украины». Становление украинской государственности проходило на средства РФ, однако Украина Кучмы обязана была породить Украину Ющенко. И сейчас вслед за Януковичем также обязан прийти очередной «спаситель нации», положив начало новому витку российско-украинской спирали. Впрочем, способность наступать по множеству раз на одни и те же грабли, похоже, давно уже стала фирменным почерком руководителей внешней политики РФ.
Европейский Союз. Несмотря на то, что Евросоюз в диалоге с Украиной официально выступал как единая структура, очевидно, что набившее оскомину деление Европы на «старую» и «новую» никуда не делось. И если западноевропейские страны понесли от произошедшего лишь экономические потери (не удалось «вскрыть» перспективный сорокамилионный рынок), то для Восточной Европы (если точнее, для Польши и Литвы) кульбит Януковича обернулся серьёзным политическим проигрышем.
Если Берлин, Париж и Лондон ещё кое-как могут отделить экономику от политики, то от Варшавы и Вильнюса ожидать такого не приходится. Во-первых, стоит отметить, что в подписании договора об ассоциации Украина-ЕС именно на саммите «Восточного партнёрства» изначально не было особого смысла. «Восточное партнёрство» задумывалось как отдельный проект, официальное содержание которого отнюдь не подразумевало обязательное заключение договорённости об ассоциации его участников с Евросоюзом. Однако очень скоро стало ясно, что никакого конкретного наполнения, особенно экономического, данная инициатива, горячо любимая Польшей, в себе не несёт. Участники программы не чувствовали от неё абсолютно никакой пользы, становилось всё более очевидно, что проект, курируемый отнюдь не последними лицами в ЕС (примером здесь служит глава МИД Швеции Карл Бильдт), рискует разделить судьбу ГУАМ и прочих бессмысленных антироссийских инициатив. В этих условиях было решено повысить статус программы, приурочив подписание соглашения об ассоциации с ЕС к её саммиту.
Кроме того, достаточно быстро выяснилось, что Польша и Литва – а последняя в преддверии проведения знакового мероприятия на своей территории очень сильно активизировалась на восточном направлении – в отличие от западноевропейских стран, воспринимают ассоциацию Украины с ЕС прежде всего как серьёзный акт геополитического противостояние с Россией. Известно, что вся суть восточной политики Польши сводится к извечной борьбе с Москвой, и Литва явно взяла на себя роль последователя «ягеллоновской» линии, стремясь повысить свою значимость через обретение статуса «победителя России» — ведь грядущее подписание соглашения с Украиной рассматривалась именно как победа над «империей».
С отказом Киева от подписания соглашения вильнюсский саммит обернулся пшиком, потеряв, по сути, всякий смысл – особенно учитывая, что до этого о своём намерении вступить в Таможенный союз объявила ещё одна участница «Восточного партнёрства» Армения. Саммит ВП, о котором непрерывно говорили последние полгода, превращается в обычное протокольное мероприятие безо всякого намёка на сколько-нибудь яркие события — ведь не считать же за таковые парафирование соглашения об ассоциации с ЕС Молдавией и Грузией. Таким образом, «Восточное партнёрство» возвращается к своей изначальной сути, становясь обычной бессодержательной антироссийской инициативой, каковые возникают в недрах западной бюрократии с периодичностью раз в несколько лет.
При этом Литва и Польша, добровольно взявшие на себя роль врагов и будущих победителей Москвы, оказываются в откровенно дурацком положении. Гора родила мышь, с грандиозной победой придётся повременить. При этом Литве придётся хуже, чем Польше: если впоследствии ассоциация Украины с Евросоюзом и будет подписана, то произойдёт это уже не в Вильнюсе, который при всём желании не сможет присвоить себе особый статус в деле «перетягивания Украины в Европу».
США. Отдельным вопросом является отношение к происходящему со стороны США. Несмотря на официальную поддержку «евроинтеграции» Украины, на данный момент не складывается впечатление, что Вашингтон как-то серьёзно вовлечён в ситуацию – по крайней мере, с 2004 годом поведение нынешней американской администрации сравнивать тяжело. Похоже, США решили подойти к нынешней украинской проблеме достаточно отстранённо, предоставив ЕС и России возможность самим решать, кто из них будет оплачивать дальнейшее существование украинского государства. Является ли такое поведение США более или менее долгосрочной тенденцией, покажет ближайшее время.
Ну и, наконец, сама Украина. Расчёт Януковича вполне очевиден, и, если упростить, он сводится к желанию въехать в Европу на российских деньгах. Проблема, однако, в том, что на приведение Украины в более-менее пригодный для «евроинтеграции» вид денег у Кремля может банально не хватить – тем более, что, судя по выкладкам экспертов, экономическое положение РФ внушает всё большие опасения. В Киеве считают, что Украину могут спасти белорусские цены на российский газ. Но ведь Белоруссия при этих ценах (и ещё при огромном множестве иных преференций) сама едва сводит концы с концами, а на Украине дела идут куда опаснее, чем в централизованном белорусском государстве со значительно более низким уровнем коррупции. Российских подарков хватит на первое время, но они могут помочь разве что отсрочить неизбежное. Да, дефолт и экономический крах будут отложены, но отменить их уже не получится. Как при этом действующий украинский лидер намерен дотянуть до 2015 года, и не просто дотянуть, а выиграть выборы, можно лишь догадываться. Янукович, который как всегда всех перехитрил, похоже, не понимает, что сама должность президента независимой Украины постепенно становится расстрельной. Эксперты Евросоюза правы, говоря о том, что нынешний украинский лидер не может мыслить стратегическими категориями, оперируя исключительно тактическими сиюминутными нуждами.
Запад и Россия продолжают делить Украину, будто бы забыв о том, что современное украинское государство – это, прежде всего, балласт и мёртвый груз. Украина же пытается извлечь из происходящего максимальную выгоду, не понимая, что вместо лечения она подключается к аппарату жизнеобеспечения. Следующий шаг – введение в искусственную кому.
Источник:OSTKRAFT