Новая волна политической борьбы в Турции, связанная с обвинениями в причастности к коррупции представителей высших эшелонов власти, постепенно вовлекает в свою орбиту киберпространство. Последней ее жертвой пал популярный американский портал распространения звуковой информации с функциями социальной сети SoundCloud.
Недавно любители музыки из Турции обнаружили, что по распоряжению суда от 16 января доступ к данному сайту был заблокирован. Причина такого решения судебной инстанции окутана завесой секретности, но последовало оно за многочисленными сообщениями в Твиттере неизвестного пользователя под именем «Харамзаделер» («Дети воров»), содержащими ссылки на размещенные на SoundCloud записи якобы предосудительных телефонных разговоров, имеющих отношение к премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану.
В ответ на запрос EurasiaNet.org официальный представитель портала SoundCloud Эмма Янг (Emma Young) ответила по электронной почте, что компания «разбирается, почему это произошло и что можно сделать для урегулирования ситуации».
Данный запрет – случай отнюдь не единичный. Официальных данных на сей счет не имеется, но с декабря 2013 года, когда появились первые обвинения в коррупции и причастности к ним некоторых лиц из ближайшего окружения премьера, уже было заблокировано множество сайтов.
Причины наложенных властями запретов публично не раскрываются, но они еще больше подогревают обстановку политической напряженности вокруг коррупционного скандала. «Сколько уже сайтов было закрыто из-за опубликованных ими сообщений о предпринятой 17 декабря операции по борьбе с коррупцией и взяточничеством? – задавался риторическим вопросом в своем еженедельном обращении к коллегам по парламенту 28 января лидер главной оппозиционной Народно-республиканской партии Кемаль Кылыдждароглу (Kemal K?l?зdaro?lu). – Насколько обоснованы предпринимаемые меры?»
С того самого момента, как власти принялись производить чистку среди тысяч представителей правоохранительных органов и сотрудников прокуратуры, работавших по этому делу, расследование практически приостановилось. 29 января двое из самых высокопоставленных работников прокуратуры, занимавшихся официальным расследованием, были переведены на другие места работы.
Согласно обнародованным 27 января результатам общереспубликанского соцопроса, проведенного агентством Metropol, 64 процента из 1545 респондентов считают, что СМИ не свободны в своем освещении коррупционных расследований.
Поправки, которые планируется внести в и без того драконовское законодательство Турции в сфере сети Интернет, содержат дополнительные ограничения и могут способствовать дальнейшему сокращению уровня информированности общества об этом скандале.
Согласно предлагаемому законодательству министерство транспорта, торгового флота и связи Турции, курирующее осуществление политики в сфере Интернет, сможет удалять с сайта информацию и заблокировать сайт в течение четырех часов после получения официального извещения либо в случае обнаружения ведомством на сайте информации, идущей, на взгляд чиновников, вразрез с требованиями законодательства. Помимо всего прочего может быть заблокирован и поиск по ключевым словам.
Интернет-провайдеры также будут обязаны сохранять пользовательскую историю на протяжении двух лет и по запросу предоставлять ее властям. Дабы обеспечить оперативное выполнение требований закона, все провайдеры будут обязаны войти в подконтрольный государству союз, исключение из которого повлечет за собой прекращение деятельности соответствующего провайдера.
Поправки запретят использование прокси-серверов и туннелей, широко используемых ныне в Турции для обхода существующих запретов.
«Принятие этих поправок в столь спешном порядке определенно носит политический характер» и связано с коррупционным расследованием, утверждает профессор права и эксперт по свободе в сети Интернет Стамбульского университета Бильги Яман Акдениз (Yaman Akdeniz). «Правительство, похоже, пытается взять под контроль потенциальную утечку в Интернет щекотливых документов, видео- и аудиоматериалов, для чего в спешном порядке с помощью новых поправок вводится механизм изъятия соответствующих данных – либо, в случае невозможности этой меры, блокировки сайта».
Публичных обсуждений по вопросу предлагаемых поправок не проводилось, добавляет эксперт. Но они уже вызвали шквал протестов, в том числе со стороны отдельных ведущих предпринимателей республики.
«Из пакета поправок следует исключить положения, которые негативно отразятся на фундаментальных правах и свободах, а также на растущем секторе экономики, связанном с сетью Интернет», – потребовала в своем заявлении от 13 января Ассоциация предпринимателей и промышленников Турции.
Премьер-министр отмел подобные опасения, обвинив руководителей деловых кругов в измене и предупредив, что в скором времени им следует ждать налоговых проверок.
Министр транспорта Лютфу Эльван (Lьtfi Elvan) встал на защиту предлагаемых поправок, доказывая 14 января, что они направлены на защиту неприкосновенности частной жизни граждан. «Данная правовая инициатива никоим образом не является законом, вводящим цензуру, – заявил министр. – Она помогает [Турции] достичь стандартов развитых стран и повышает функциональность действующего законодательства».
По словам юриста по гражданским правам Селины Каледелена (Selin Kaledelen), представляющей выступающий за свободу слова портал Korsan Party («Пиратская партия»), уже активно предпринимаются шаги для обхода новых правил. Она говорит, что представляемая ею организация приступила к созданию глобальной сети под названием Meshnet, которая работает через WiFi и будет действовать «как анонимная сеть». Она будет функционировать как виртуальная частная сеть с шифровкой данных.
По мнению Селин Каледелен – молодой женщины около 30 лет, возраст играет на руку активистам. «В правительстве всем уже за 40. Они до сих пор не вполне разбираются в Сети».
Однако преимущество молодости может оказаться скоротечным. Власти создают отряд, который в турецких СМИ уже окрестили «киберармией». В сентябре 2013 года правящая Партия справедливости и развития объявила о произведенном ею наборе 6 тысяч специалистов в сфере сети Интернет для работы с социальными сетями и Твиттером.
По словам консультанта по телекоммуникациям и редактора профильного журнала Козана Демирчана (Kozan Demircan), ходят слухи, что правительство «последние два года вербует хакеров». Согласно другим таким же непроверенным сообщениям, Телекоммуникационный совет Турции – государственный орган, регулирующий деятельность сети Интернет в республике – привлекает к работе сотрудников спецслужб, отмечает он.
«Предпринимаются шаги по превращению Интернета в проправительственную сеть, как это было сделано с традиционными СМИ, – утверждает Козан Демирчан. – Они собираются осуществлять профилирование, мониторинг и цензуру данных».
Дориан Джонс (EurasiaNet, США)