«После того, как в 2008 году Россия вторглась в Грузию, США отправили свои корабли в Черное море, перебросили по воздуху грузинские военные силы из Ирака обратно на их базы и направили туда гуманитарную помощь. Тогда Россия не смогла добиться своей главной цели, которая заключалась в свержении избранного демократическим путем правительства — об этом мне признался министр иностранных дел России. Тогда США и Европа согласились на ограниченное число мер политической изоляции России…. И Москва отпраздновала победу», — пишет в своей статье 8 марта в издании The Washington Post бывший госсекретарь США Кондолиза Райс.
Однако один из стратегов американской дипломатии уверена, что после украинских событий все должно быть по-другому: «На этот раз все должно быть по-другому. Путин ведет долгую игру, расчетливо используя все открывающиеся возможности. То же самое должны делать и мы: мы должны проявлять стратегическое терпение, если хотим его остановить. Москва тоже поддается давлению. Сейчас не 1968 год, а Россия — это не Советский Союз. Россия нуждается в иностранных инвестициях, российские олигархи любят ездить в Париж и Лондон, и огромная часть их средств, заработанных нечестным путем, хранится в иностранных банках. Синдикат, который управляет Россией, не сможет выдержать снижения цен на нефть, как не выдержит его и бюджет Кремля, из которого субсидируются избирательные округа, поддерживающие Путина».
К.Райс указывает и пути для того, чтобы остановить Москву: «Очень скоро североамериканская нефть и газ лишат Москву ее потенциала. Если мы дадим разрешение на строительство газопровода Keystone XL и станем лидерами по экспорту природного газа, это будет доказательством того, что мы намереваемся сделать именно это.
Предполагается, что если США решат отступить, перестать слишком активно отстаивать принципы демократии и права человека и позволить другим взять на себя роль лидера, на их место придут их демократические союзники, дружественные государства и некие аморфные «нормы международного сообщества». Вместо этого мы наблюдаем за тем, как образовавшийся вакуум заполняют экстремисты, такие как Аль-Каида в Ираке и Сирии, диктаторы, такие как Башар Асад, который при поддержке Ирана и России расправляется с гражданами своей собственной страны, националистическая риторика и действия Пекина, которые вызвали националистическую реакцию со стороны нашего союзника Японии, а также такие люди, как Владимир Путин, который понимает, что грубая сила все еще работает», — утверждает экс-госсекретарь США.