«Впору руками развести…»
Зия Буниятов.
1.ТЕРРИТОРИЯ И ЕЁ НАЗВАНИЕ
Фальсификация истории, присвоение исторических реалий и культуры других народов, ещё в советские времена, стали основополагающим принципом азербайджанской историографии, искусствоведения и государственной политики.
С недавних пор к мифам об албанизме и «Южном Азербайджане», якобы, являющегося частью некогда единого Азербайджана, прибавился миф о «Западном Азербайджане». Политическим кредо своей «демократической» страны этот миф сделал бывший выдающейся деятель коммунистической партии Советского Союза и первый секретарь ЦК КП Аз. ССР, а затем президент Азербайджанской республики Гейдар Алиев. В своих истерических заявлениях, произносимых с высоких трибун, этот «великий интернационалист» и «миротворец» вещал о том, что Республика Армения незаконно занимает исторические территории «Западного Азербайджана», и азербайджанский народ рано или поздно должен освободить эти «исконно азербайджанские земли». Вот уж, воистину, за изобретение такой национальной идеи основателю алиевского клана впору присвоить имя Азер-ата. Его бредовую идею повторяет как заклинание и наследник бывшего «верного ленинца», нынешний президент Азербайджана Алиев-младший.
Вдохновлённые этой идей, азербайджанские историки, писатели и прочая псевдоинтеллигентная публика по заданию президента и собственной инициативе на все лады стали развивать лживую версию о том, как древний, добрый и мудрый азербайджанский народ подарил невесть откуда взявшимся армянам свои исконные земли.
Но давайте разберёмся, «откуда есть пошла «земля азерская»? Современное название Азербайджана связывается с древним названием страны Атропатена, происшедшим от имени ахеменидского сатрапа Атропата, управлявшего в IV в. до н.э. Малой Мидией – областью, лежащей южнее реки Аракс. Со II в. до н. э. по V в. н. э., эта область была частью Великой Армении. По-армянски она называлась Атрпатаканом. Со времени арабского завоевания название Атропатена трансформировалось в Азербайджан или Адербайджан, что по-арабски значит «страна огней». На заре создания историографии образованного в 1918 году Азербайджана, её основоположник Е. А. Пахомов, в своём «Кратком курсе истории Азербайджана», изданном в Баку в 1923 году, подтверждает эту версию, но, при этом утверждает: «Думать же, что тут играли какую нибудь роль сураханские вечные огни, невозможно, так как название Азербайджана никогда не распространялось на земли севернее Аракса (здесь и далее подчёркнуто мною). Только в 1917 г. (должно быть в 1918 – Б.А.) при распадении закавказского сейма на Грузию, Армению и восточное Закавказье, возникло предположение основать государство, объединяющее всех т. наз. «азербайджанских тюрок», как в России, так и в Персии. Этому государству провизорно (т.е. временно – Б.А.) было дано название Азербайджана. Идею эту осуществить не удалось и в состав новой азербайджанской республики вошло только восточное Закавказье, но название пришлось оставить за отсутствием лучшего, так как исторические имена Ширвана, Аррана и пр. указывают лишь на отдельные части республики»1.
И это не гипотеза Пахомова; он, как и издатели его книги, современник этого события, и знал Баку до 1918 года, когда этот город ни кто не связывал с Азербайджаном – северной провинцией Персии.
Образование трёх независимых закавказских республик произошло в мае 1918 года. И если при этом Грузия и Армения восстановили свою, некогда утраченную, государственность, то Азербайджан был искусственно создан для «всех т. наз. азербайджанских тюрок».
Заметим, что Закавказский сейм включал три фракции; армянскую, грузинскую и мусульманскую, представлявшую политическую элиту будущей Азербайджанской республики. Название Азербайджан, применительно к новообразованной республике, впервые было введено в оборот членами мусульманской фракции Закавказского сейма 27 мая 1918 года, по наущению Турции. Интересно, какие свои исконные территории мог «подарить» Азербайджан Армении, если сам до провозглашения независимости, не имел даже названия? Но мусаватистское правительство этого искусственного государства заявило претензии на обширные территории Закавказья, включающие в себя почти всю Армению, значительные части Грузии и Дагестана. На Парижской конференции 1919 г. эти притязания были отвергнуты, и новорождённое государство было признано, отдельными странами, в пределах, описанных в «Очерках русской смуты. Октябрь 1918 — январь 1919», генералом А. И. Деникиным, побывавшем во время гражданской войны в Азербайджане: «Всё в Азербайджанской республике было искусственным, “ненастоящим”, начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимающая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединённая турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе… Искусственная государственность, так как на этих землях, лежавших на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные племена, враждовавшие друг с другом и доныне ещё сохранившие черты кочевого быта»2.
Таким образом, в 1918 году на значительной части территории восточного Закавказья, никогда не называвшейся Азербайджаном, появилась новообразованная республика Азербайджан. Исконно армянские территории Сюника (Зангезура), Арцаха (Карабаха) и Нахиджевана были признаны спорными. А в 1921 г., вопреки законности, исторической справедливости и здравому смыслу, две последние были включены большевистскими лидерами в состав уже советского Азербайджана. Нахиджеван был отторгнут от Армении по преступным и предательским Московскому и Карскому договорам 1921 г., а Арцах (Нагорный Карабах), в русле той же протурецкой политики, по волюнтаристскому решению Кавбюро, под давлением Сталина. Сегодня ничем не обоснованные территориальные претензии лидеров мусаватистского Азербайджана легли в основу мифа о «Западном Азербайджане», якобы, подаренного Армении. Но тот факт, что территории севернее Аракса, никак не связывались с современным понятием Азербайджан, подтверждается многочисленными историческими источниками. Упоминания о такой отдельной стране, в пределах восточного Закавказья, как и народе с названием азербайджанцы, нет ни в античных, ни средневековых источниках, вплоть до 1918 года.
Описывая, междуречье Куры и Аракса, в I в. н.э., Страбон писал, что необычайное плодородие земли «…имеет место … в Сакасене и Араксене в Армении»3. Сообщая, что саки (скифы) «…завладели лучшей землёй Армении, которой оставили название от своего имени – Сакасена…» (XI. 8.4. стр.484), он свидетельствует, что «…Сакасена, также граничащая с Албанией и с рекой Киром (Курой). … Провинцией Армении являются Фавена, а также Комисена и Орхистена (Арцах)…»4.
А в Х в. арабский географ аль-Истрахи. в своей «Книге странствий» отмечал, что «…за Бардаа и Шамкуром народ из племени армян… », «Путь из Бардаа в Дабил (Двин) идёт через земли армян и все эти города в царстве Сумбата, сына Ашота (Ашот Багратуни – царь Армении. Б.А.)»5. Заметим, что написано это за 100 лет до вторжения в Армянское нагорье тюрок-огузов.
Выдающийся азербайджанский (по современной терминологии) просветитель XIX в. А-К. Бакиханов, в своих исторических и географических трудах пишет об Азербайджане исключительно как об одной из частей Персии, никогда не связывая его с другими её частями; Бакинским, Карабахским, Нахиджеванским, Ширванским и др. ханствами, позже отошедшими к России. К тому же он чётко обозначает, что «Границы области Ширван составляют: с востока – Каспийское море; с юго-запада река Кура, отделяющая её от Армении и Мугана…»6. Характерно, что в этом труде, переизданном в 1991 г. в бакинском издательстве Элм (Наука) под редакцией З. Буниятова, упоминание об Армении изъято.
В энциклопедиях конца ХIХ, начала XX веков Азербайджан описывается как персидская провинция, северной границей которой является река Аракс. Так, например «Энциклопедический словарь», изданный Брокгаузом и Ефроном в С-Петербурге в 1890 году, в статье Азербайджан так описывает его границу: «…самая северо-западная провинция … Персии, граничит на западе с турецким Курдистаном и турецкой Арменией, на севере с русской Арменией (южное Закавказье), от которой отделена Араксом…» 7. Т.е. Аракс не разделял Азербайджан на т.н. Северный и Южный, а составлял границу между северо-западной провинцией Персии и русской Арменией.
Интересно, что в вышедшем в 1910 году 7-м издании «Энциклопедического словаря» братьев Гранат, в статье Азия есть такие строки: «Нефть образует много источников в Армении (Баку),…»8. Не предъявляя территориальных претензий на Баку, замечу, что такая неожиданная информация в авторитетной энциклопедии вызвана, по-видимому, тем, что, как мы узнали выше, до1918 года «название Азербайджана никогда не распространялось на земли севернее Аракса», а исторические, культурные, экономические реалии края, благодаря исключительной роли армян, связывались в общественном сознании с Арменией.
В курсе лекций крупнейшего востоковеда академика В. В. Бартольда «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира», изданном в Баку в 1925 году по стенографическим записям, автор неоднократно повторяет, что «…название кавказский Азербайджан вошло в употребление только после революции…»9. А на вопрос одного студента – уроженца Баку: «Имеем ли мы право называть себя Азербайджаном, или это есть Ширван?» (как видим, для жителей новоявленного Азербайджана это название, даже в 20-х годах, было непривычным), академик отвечает так: «Ширван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию нынешней Азербайджанской республики. Ширван это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города как Гянджа и др. никогда в состав Ширвана не входили. И если, нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяют сейчас Азербайджанскую республику, то, скорее всего, можно было бы употребить название Арран. Но термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое, т. к. по составу населения они имеют очень большое сходство…»10. Однако этот искусственный топоним не был связан с этнонимом «титульной» нации».
2. ЭТНОНИМ И ЛИНГНОНИМ.
Не существовало и определённого этнонима для обозначения «т. наз. азербайджанских тюрок». Их называли иногда закавказскими турками или тюрками, иногда кавказскими татарами или азербайджанскими (адербеджанскми) тюрками и даже проще: мугалами, каджарами, терекеменами… Поскольку татарами в России называли много народов тюркской группы, в конце ХIХ в. предлагалось официально присвоить т.н. кавказским татарам этноним азербайджанцы, но тогда это не прижилось. И хотя его иногда применяли в литературе, он не обозначал конкретного этноса, а был скорее полиэтнонимом. На это указывает «Новый Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона: «Адербайджанцы, общее название тюрков в Закавказье, которых местами называют так же “татарами”, “мугалами” и др. Своё название адербайджанцы получили от северной провинции Персии – Азербейджана»11 . Интересно, что в этом же томе, в статье Азербейджан сказано, что «…Население Азербайджана (2 милл.) состоит из курдов, … армян (до 50 тыс.) … и тюркских народностей (татары и др.) …»12. В изданном ранее «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона сообщается: «…Народонаселение Азербейджана, около 1000000, состоит к западу от озера (Урмия – Б. А.) из курдов, в остальных частях страны оно турецкого происхождения; господствующий язык тоже турецкий … на северо-западе говорят по-армянски»13. А «Энциклопедический словарь» братьев Гранат, в статье Адербейджан приводит данные об «…около 2-х милл. жителей, преимущественно туркменов и курдов, а также персов»14. Как видим, тюркское население самой персидской провинции Азербайджан нигде не называлось азербайджанцами. Заметим, что нет определенности и в орфографии терминов Азербайджан и азербайджанцы.
В Закавказье же, самоназванием азербайджанских татар часто служит конфессиональное название – мусульман, которое ещё в начале ХХ века широко применялось и в быту, и в литературе, и в официальных документах, сохранившись в быту до сегодняшнего дня. От этого конфессионального «этнонима» образовывалось иногда даже название их языка – мусульманский. Об этом свидетельствует, в частности, опубликованное в газете «Бакинский рабочий» 28 мая 1917 года объявление, извещающее о том, что «…прочтёт лекцию, на мусульманском языке, М. Азизбеков». Театральные афиши, начала ХХ века также сообщают о спектаклях, идущих в бакинских театрах на мусульманском языке.
В изданном в 1920 году, стенографическом отчёте Первого съезда народов Востока, проходившего а сентябре 1920 г. в Баку, в списке «состава съезда по народностям», в порядке уменьшения численности указаны следующие народы: «турки 235, персы и фарсы 192, армяне 157, русские 104 …»15 и т.д. Так, к туркам, видимо, причислены и османские турки и азербайджанские, но язык последних указывался в отчёте как тюркский.
Интересно, что в первом издании БСЭ, в 1926 году, были статьи Азербайджанская ССР и Азербайджанский язык, но носители этого языка именуются не азербайджанцами, а тюрками азербайджанскими и персидскими16. А в 1934 г. учебник национального языка для русских школ в Аз. ССР, всё ещё назывался «Тюркский язык».
В первые годы советской власти официальным названием «титульной» нации Аз. ССР было тюрки. Это отражено во всех официальных документах, а также на советской почтовой марке 1932 года из т. н. этнографической серии. На этой марке изображены представители трёх закавказских народов, а надписи поясняют: грузины, армяне, тюрки. И, только в 1937 г., с введением Конституции Аз. ССР, «титульной» нации этой республики официально было присвоено название азербайджанцы, а их язык официально назван азербайджанским. Названия эти так же искусственны, как и название самой республики. Не случайно в 1992 году президент уже суверенного Азербайджана Абульфас Эльчибей отменил своим указом названия азербайджанцы и азербайджанский язык, повелев называться своему народу тюрками и называть родной язык тюркским. Это было сделано с явной претензией на первородство и лидерство в тюркском мире. И хотя пришедший ему на смену папа нынешнего президента отменил этот указ, эльчибеевские новые-старые названия успели попасть в некоторые географические справочники начала 90-х годов ХХ века. Тем самым подтвердилась вся искусственность понятий, связанных со словом Азербайджан (древняя азерб. история, азерб. яз., азерб. культура и пр.). Ясно, что исторически они не имеют национального содержания. Кстати, известно, что зятем Атропата, чьё имя увековечено в названии Атропатена-Азербайджан, был один из полководцев Александра Македонского по имени Пердикка. («История Азербайджана» изд. Академии наук Аз. ССР г. Баку 1958 г.). Интересно, если бы он унаследовал власть тестя над Атропатеной и переименовал бы её своим именем, как бы сейчас назывались Азербайджанская республика и азербайджанский народ?
3. ТЮРКИЗАЦИЯ РЕГИОНА
Предки азербайджанцев – племена тюрок-огузов, в составе сельджукских орд – вторглись на территорию Персии, а затем и восточного Закавказья, после ухода арабского халифата, в XI в.. Та их часть, которая не двинулась дальше на запад, приняла ислам шиитского толка и хорошо вписалась в структуру Персидской державы. Из их среды выделился ряд государственных деятелей. Их влияние усилилось с вторжением монголо-татарских орд в XIII в. Они сумели образовать на исторических территориях Армении и Кавказкой Албании, находящихся под властью персидских шахов, ряд военно-административных объединений – различных ханств Персии, надуманно именуемых сейчас в Баку азербайджанскими ханствами и даже государствами. Они часто воевали между собой, отвоевывая друг у друга пригодные для пастбищ территории, постоянно вступали в борьбу с этнически родственными Сельджукским, а затем Османским государствами, за обладание Закавказьем. Туркменское племя кара-коюнлу в 1410 г. захватило власть на обширных территориях Ближнего Востока, а 1468 гг. враждебное им племя аг-коюнлу установило свой контроль в регионе. Но в 1501 г. ставленник кызылбашского племени шах Исмаил рагромил государство Ак-коюнлу, основав персидскую династию Сефевидов.
В XV в. Тамерлан, а XVI в. шах Исмаил переселили в пределы Арцаха, Нахиджевана, Еревана, Гандзака, Дербента десятки тысяч семей из различных тюркских племён. Об этом, на основании многочисленных арабских и персидских источников, сообщает и А-К. Бакиханов в указанном выше сочинении: «50000 семейств, приведённых им (Тамерланом) из Турции и Сирии, по большей части тех тюрков, которых Гулагу-хан переселил в Персию, он поселил в Карабаге, Гяндже, и Эриване. Племя Айрум… было также переселено к ним из Турции. Большая часть, кочующих ныне племён в вышеозначенных провинциях суть их потомки»17. Также он упоминает, что «…эмир-Теймур (Тамерлан) в числе 50000 семейств перевёл и каджар в Кавказский край и поселил их в Эриване, Гяндже и Карабаге, где они в течение времени ещё больше умножились. … От них пошли эриванские и гянджнские ханы….»18, далее «Шах Исмаил переселил из Ирака племя Баят частью в Эривань, а частью в Дербент, дабы подкрепить тамошних правителей»19.
Другой азербайджанский историк, Мирза Джамал Джеваншир Карабахский сообщает, что «Панах-хан, объединив вокруг себя многих удалых юношей из своих родственников и илатов, занялся грабежами в Ширванском, Шекинском, Гянджинском и Карабахском вилайетах». «Потом задумал подчинить себе магалы Хамсе (пять армянских меликств – княжеств Арцаха – Б.А.)»20. К сожалению, из-за разногласий среди самих армянских меликов, это ему удалось. Родословную Панаха Джамал возводит к туркменскому племени Бахманлы. Его наследник Ибрагим-хан, вытесняя армян с их исконных земель, поселил на их места десятки тысяч тюркских кочевников. Так, веками, тюркизировался наш Восточный край.
С XVI в. несколько тюркских или тюркизированных династий появляются на персидском престоле. Благодаря этому тюркские наречия получили широкое распространение даже в государственном делопроизводстве и в среде автохтонного – не тюркского населения, как северо-западной Персии (собственно Азербайджан), так и восточного Закавказья. При этом в процессе взаимной ассимиляции тюркский антропологический элемент постепенно уступал место европеоидным элементам автохтонов. Таким образом, тюркизация имела место на языковом и ментальном уровнях. Но своего отдельного тюркского государства, объединяющего все тюркские этнические группы, ни в Закавказье, ни в северо-западной Персии они не создали. И вхождение восточного Закавказья в состав Российской империи, в ХIХ в., не являлось разделением единого «азербайджанского» государства и народа, как сегодня пытаются представить азербайджанские политисторики.
В Гюлистанском и Туркменчайском мирных договорах, говорится, лишь, о переходе в состав России ряда персидских ханств без упоминания Азербайджана. На части этой территории и образовалась в 1918 г. искусственная Азербайджанская республика. А в 1937 г тюркскому населению этой республики был официально присвоен, столь же, искусственный этноним азербайджанцы. Это создало условия для консолидации различных тюркских этнических групп и принудительно или добровольно тюркизированных автохтонных народов на территории республики, в азербайджанскую нацию. Казалось бы, эта нация, ассимилировавшая часть автохтонного населения, может претендовать на преемственность и его дотюркской истории. Но значительная часть потомков коренных народов региона, к чести своей, не растворилась в котле тюркизации, усиленно насаждаемой вАзербайджане. Талыши, таты, курды, удины, лезгины, лакцы, цахуры, аварцы и мн. др., несмотря ни на что, и сегодня сохраняют свою этническую идентичность и не забывают родные языки и историю. Именно они являются истинными наследниками истории и культуры Мидии-Атропатены и Кавказкой Албании, описанных античными авторами. А т.н. азербайджанцы, ассимилировавшие часть этих народов, сохраняют тюркское национальное самосознание. Их национальной идеей является пантюркизм и зоологическая армянофобия. Они генетически унаследовали менталитет сельджукских орд тюрок-огузов, кровожадных полчищ монголов и Тамерлана, которые огнём и мечом, покоряя Атропатену, Армению, Грузию и Кавказскую Албанию, порабощали и истребляли мирное население, оскверняли и уничтожали памятники культуры покорённых народов, в том числе христианское наследие Кавказской Албании. Какая же культурная, духовная и этническая преемственность может быть у потомков тюркских завоевателей, с исконными народами покорённых ими стран?
Бениамин АРУСТАМЯН Окончание следует
Библиография:
1 Е. А. Пахомов, «Краткий курс истории Азербайджана», изд. Баку 1923 г. стр. 11.
2 А. И. Деникин, « Очерки русской смуты. Октябрь 1918 — январь 1919», изд. Харвест. Минск. 2002 г. стр. 297.
3 Страбон География. XI. 14. 4. изд. «Наука» 1964 г. стр. 497
4 там же XI. 7. 2. стр. 482.
5 аль-Истрахи. «Книге странствий»
6 А-К. Бакиханов («Гюлистан-Ирам». стр. 3. изд. Общества обследования и изучения Азербайджана 1926 г. Баку.).
7 «Энциклопедический словарь», Брокгауза и Ефрона. СПб 1890 г. стр. 212.
8 «Энциклопедический словарь» братьев Гранат, том 1. кол. 499. Москва. 1910 г.
9 В. В. Бартольд, «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира», изд, в Баку 1925 г. стр. 68; 138.
10 там же стр. 57
11 «Новый Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона том 1. стр. 466-467. изд. СПб.
12 там же, стр.542
13 «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона стр. 213. изд. СПб. 1890 г.
14 «Энциклопедический словарь» братьев Гранат, том 1. кол. 424.
15 1920 г, Стенографический отчёт Первого съезда народов Востока, Баку, 1920 г.
16 БСЭ, том 1. кол. 641. 1926 год.
17 А-К. Бакиханов, ук. соч. стр. 66.
18 там же, стр. 142.
19 там же, стр. 77.
20 Мирза Джамал Джеваншир Карабахский «История Карабаха изд. Баку АН АЗ ССР.1959 г.». стр. 66, 67, 68.
Источник: «ВОСКАНАПАТ»