Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына заявил, что не понимает, почему День Победы постоянно отмечается в Москве, а не, например, в Польше на Вестерплатте. Его слова приводит РИА Новости.
«Почему мы так легко привыкли к тому, что Москва — это место, где чтят окончание военных действий, а не Лондон или Берлин, что было бы еще более естественным?» — сказал Схетына в понедельник, 2 февраля, в эфире радиостанции RMF FM. По его словам, наиболее естественно было бы праздновать День Победы «там, где эта война началась».
Президент Польши Бронислав Коморовский планирует отметить 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны в Европе, пригласив европейских лидеров 8 мая на мероприятия в Польшу, а именно на полуостров Вестерплатте близ Гданьска, где 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война.
Глава администрации Кремля Сергей Иванов ранее, комментируя это предложение, подчеркнул, что оно было сделано, «чтобы отвадить всякое желание ряда руководителей европейских государств, и то не всех, приехать в Москву 9 мая». Иванов выразил удивление в связи с тем, что Польша предложила отмечать Победу в Гданьске, где не было одержано никаких военных побед.
Вестерплатте — мемориальный комплекс, созданный в память о польских военнослужащих, погибших в самом начале Второй мировой. В этом месте 1 сентября 1939 года в 4:45 утра немецкий броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» обстрелял польский пограничный гарнизон, что считается началом Второй мировой войны. Оборона 182 защитников гарнизона под командованием майора Хенрика Сухарского стала символом польского сопротивления фашистам.
Глава МИД Польши уже не первый раз попадает в поле зрения СМИ в связи со своими высказываниями на тему Второй мировой войны. Настоящий международный скандал вызвало его высказывание от 21 января, когда Схетына заявил, что концлагерь Освенцим был освобожден украинскими солдатами. Глава МИД РФ Сергей Лавров посчитал такое заявление кощунством. Не согласилась с польским министром и канцлер Германии Ангела Меркель.
Позднее Схетина указал, что, говоря об освобождении лагеря украинцами, он хотел подчеркнуть, что его освобождали не только русские, но и представители других народов, в том числе и украинцы. Министр пообещал в будущем «выражать свои мысли более точно».
Схетина считает, что реакция на его слова в РФ обусловлена российско-украинским конфликтом. «Россияне хотят показать, что наследие Красной армии, жертв победы над фашизмом, принадлежит только России», — полагает Схетина.
«Лента.Ру»