Генерал-лейтенант Норат Тер-Григорян в интервью российской RT сказал, что Арцахская война завершилась позорным бишкекским перемирием, которое стало самым большим предательством. Именно из-за этого соглашения возникли противоречия между ним и военно-политическим руководством РА.
Тер-Григорян говорит, что победившей стране не следовало подписывать столь позорное соглашение, которое не исходит из интересов Армении и армянского народа. По его словам, это клоунада и глупость, под которой подписались люди, не мыслившие в военном и политическом деле и не знающие, что есть стратегия.
Депутат от Армянского национального конгресса Левон Зурабян в беседе с aravot.am сказал, что за заключенным 5 мая 1994 года соглашением последовало соглашение 12 мая, которое подписали министры обороны Армении и НКР Серж Саркисян и Самвел Бабаян. Левон Зурабян говорит, что это был консенсус между руководством армии и властью.
Фактически, получается, что власть имела серьезные проблемы с армейским руководством, и хотя Левон Тер-Петросян был верховным главнокомандующим, но он не имел влияния на армию. И перемирие было подписано в режиме «консенсуса».
Но дело даже не в этом, а в самом соглашении. Норат Тер-Григорян знает, что в границах, на которых были остановлены военные действия, невозможно добиться полноценного мира. Война была остановлена тогда и на таких рубежах, которые абсолютно не соответствовали интересам армянской стороны, что позволило Азербайджану не только избежать капитуляции, но и, как показал опыт последних 20 лет, оказаться на более выгодных позициях, чем победитель.
А до капитуляции оставалось всего ничего, надо было просто выйти на «естественные рубежи», что не только сократило бы линию соприкосновения, но и позволило бы армянской стороне диктовать условия. Это было вполне возможно, поскольку Азербайджан тогда был на грани военно-политического краха, а остатки азербайджанской армии сводили счеты в Баку.
Чем тогда занималось руководство Армении? Быть может, тем, что приводило Алиева к власти? После чего была «мясорубка в Хорадизе», чтобы «подготовить народы к миру».
Взгляды Левона Тер-Петросяна и его команды по карабахской и другим проблемам известны давно. Так что, несложно угадать, что это был за консенсус между политическим и военными руководством.
Тер-Петросян, например, обуславливая свои взгляды, в свое время сказал, что пусть носители обратного мнения добьются капитуляции Азербайджана. Но почему эта возможность была упущена, кто не позволил? На эти вопросы ответов пока нет.
Факт тот, что шанс на установление реального и долгосрочного мира был упущен, и последствия очевидны – Азербайджан ведет «ползучую» войну, а переговоры ведутся по поводу «компромиссов».
«Лрагир»