Кто смотрел и слушал турецкие и арабские телеканалы и радиостанции в конце ноября – начале декабря 2014г., мог подумать, что в Болгарии разгорается война между силовыми государственными структурами и гражданами мусульманского вероисповедания. Уже стали обвинять правительство Бойко Борисова в том, что оно нарушает права религиозных меньшинств и что повторяет «возродительный процесс», который его патрон, Тодор Живков, проводил среди турецкого и остального мусульманского населения страны. Забывая при этом, что тем самым они делают ему бесплатную рекламу, поскольку после четверти века демократических экспериментов болгарское большинство уже боготворит Тодора Живкова. И стимулирует его продолжать в этом духе. Вопреки твердому сопротивлению протурецких партий – оппозиционного Движения прав и свобод (ДПС) – и членов правящей коалиции – Народная партия «Свобода и Достоинство».
На самом деле факты таковы: болгарская контрразведка совместно с МВД и прокуратурой заблокировала те кварталы в Пазарджике и некоторых других городах Южной Болгарии, где есть мечети, служащие для укрытия радикальных исламских проповедников. В частности, цыганский квартал в городе Пазарджик стал рассадником панисламизма в результате очень активной пропагандисткой деятельности местного имама. Ахмед Муса Ахмед напрямую призывал местных цыган подключиться к военным формированиям «Исламского государства», флаг которого должен был развеваться в ЕС впервые именно в Болгарии. Последняя должна быть расчленена и все территории, компактным образом заселенные мусульманами, должны отойти к Республике Турция. Это совпадает с устремлениями многотысячной группы в Фейсбуке, которая требует отторжения Северо-Восточной и Юго-Восточной Болгарии, где компактным образом проживает турецкое население. Они, конечно, должны присоединиться к новой Османской империи.
На самом деле, напряжение в Пазарджике нарастает давно. Три года тому назад там стартовал процесс против части радикальных исламских имамов, которые являются гражданами Болгарии. На допросах председатель Высшего мусульманского совета Мустафа Хаджи стал утверждать, что «радикального ислама в Болгарии нет». Даже советовал журналистам перестать употреблять словосочетание «радикальный ислам» и настаивал, что салафизм – только одно из суннитских исламских течений. На вопрос о бесспорных доказательствах об его встречах с эмиссарами фонда «Ал Уакф Ал Ислами» он отвечал, что это были только протокольные встречи и он, в силу своих служебных обязанностей, встречается со всеми, кто его пригласит. Два с половиной года тому назад жители кварталов вокруг мечети послали петицию в мэрию, в которой жаловались на системное психическое давление со стороны мусульманского духовенства. В частности на то, что из местной мечети весь день и больше всего с 23:00 до 5:00 раздаются арабские напевы. Жители боятся местных последователей ислама, которые очень агрессивны и сразу устраивают драку, если им делают замечания. Виноватым в провокациях считается председатель местного настоятельства мечети Яшар Мустафа, который на днях лицемерно осудил теракты в Париже, заявив, что «ислам – это религия мира и мусульмане – мирные люди»… Меры против психического террора первыми озвучили председатель совета общины Георгий Шекерджиев и ПР мэра города Татьяна Стоянова.
12.01.2015г. вечером Татьяна Стоянова – 34-летняя богатая и красивая женщина вернулась домой на своей шикарной иномарке, чтобы переодеться после работы и пойти в ресторан отмечать Татьянин день. Как только вышла из машины, профессиональный киллер выстрелил в нее пять раз из пистолета. Она скончалась на месте. Киллеру удалось скрыться. Это преступление потрясло граждан не только Пазарджика, но и всей Болгарии. Официальное следствие выдвинуло несколько версий, однако большинство людей убеждены, что за покушением стоят местные цыгане – исламские фундаменталисты, и оно одновременно является актом мести и предупреждением ко всем, кто пытается остановить распространение радикального ислама и вербовку смертников для армии ИДИЛ. Предупреждение, кажется, сработало – ни МВД, ни контрразведка не предпринимают мер по обузданию местных мусульман, которые чувствуют себя совсем безнаказанными. Музыкальный террор и вербовка шахидов продолжаются без проблем.
Акция началась преждевременным образом из-за утечки информации из прокуратуры – вроде секретарша одного из участвующих прокуроров по небрежности опубликовала план операции…
Пусть никто меня не убеждает, что это случилось из-за небрежности – после падения Тодора Живкова в 1989г. в болгарских силовых органах успело пустить корни слишком много «кротов» Республики Турция и исламистов всего мира. Ходят слухи даже о больших начальниках, с большими звездами на обоих плечах… Пока воздерживаюсь их упоминать, поскольку бесспорных доказательств нет. И все равно, операция удалась! Арестовали как раз тех, кого давно надо было!
Ахмед Муса Ахмед уже был судим по тем же статьям, по которым будет осужден в ближайшее время. Случилось это во времени прежнего правления Бойко Борисова. К сожалению, потом правительство Пламена Орешарского проявило характерное для себя соглашательство с юго-восточным соседом и освободило исламистского проповедника от наказания. Он повел себя таким же образом, когда в присутствии Джона Маккейна и двух других американских сенаторов- республиканцев, объявил о замораживании энергетического проекта «Южный поток»…
Этой акцией Бойко Борисов парировал протест своих коалиционных партнеров из Патриотического фронта (национал-патриотов), которые публично протестовали против назначения представителя Народной партии «Свобода и Достоинство» (одной из партий этнических турок) Орхана Исмаилова (не путать с председателем партии Корманом Исмаиловым) заместителем министра обороны. Хотя руководители Патриотического фронта протестовали и угрожали уйти из правительственной коалиции, они пока этого не сделали. Во-первых, этот замминистра не сможет работать с подчиненными офицерами после поднятой шумихи и останется фигурантом. Во-вторых, всем понятно, что его назначение должно служить оправданием для Бойко Борисова перед Брюсселем, Вашингтоном и, главное, Анкарой в случае обвинений в его адрес, что он нарушает права человека и религиозно-этнический мир.
Правда, он создает впечатление, что сам хочет избавиться от Патриотического фронта: назначил еще одного представителя упомянутой партии – Веселина Пенева (этнического болгарина, коренного жителя Софии, давнего функционера протурецких партий) – областным управителем Софийской области. В результате, отношения с Патриотическим фронтом обострились еще больше. Однако, имея в виду, что в его руководстве состоят бывшие высокопоставленные функционеры спецслужб времени социализма, можно предположить, что конфликт уладится.
В конце концов, акция, проведенная в Южной Болгарии, принесла гораздо больше результатов, хотя немножко опоздала. Кроме того, присутствие Орхана Исмаилова в Министерстве обороны не провоцирует негативный эффект. Если у него руки связанные, он не будет выполнять никакой другой функции, кроме информатора турецкой военной разведки, которая и так давно все знает о болгарской армии. Помню, что в 90-х (пока служил в Аналитическом отделе Министерства обороны Республики Болгария) турецкие зенитчики регулярно звонили по телефону болгарским пилотам в авиабазах вокруг Пловдива с просьбой наконец-то вылететь, чтобы они тоже немножко поработали. А болгары не летали, не было горючего!
Бойко Борисов в этот момент копит доверие этнических болгар и ненависть трех мусульманских меньшинств – турок, цыган и болгар-мусульман. Пока, вроде он предпочитает именно болгар.
И все-таки, возможности болгарской контрразведки на этом этапе сильно ограничены. После первого прихода к власти, летом 2009г. Бойко Борисов решил в первую очередь расправиться с конкурентами в спецслужбах, включая старых сослуживцев. И устроил погром в Государственном агентстве национальной безопасности – ДАНС (Държавна Агенция за Национална Сигурност).
10.02.2010г. состоялся зрелищный арест бывшего второго человека в иерархии ДАНС Алексея Петрова. За полгода до этого он был освобожден со своего поста лично Бойко Борисовым.
Оба в свое время учились в средней милицейской школе того же Пазарджика. Потом окончили Академию МВД в софийском пригороде Симеоново. Бойко Борисов защитил там диссертацию, посвященную пожарному шлангу, пока Алексей Петров учился в торгово-транспортном факультете Высшего экономического института имени Карла Маркса. Он преподавал там «Проблемы фирменной безопасности» на кафедре интеллектуальной собственности. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Терроризм и фирменная безопасность» в Академии МВД в сентябре 2003г. Так же опубликовал 2 монографии и учебное пособие по теме корпоративной безопасности.
В период социалистического развития страны Алексей Петров поднялся выше Бойко Борисова по служебной лестнице. В качестве командира «красных беретов» (спецназа МВД) поймал на Софийском железнодорожном вокзале крайне опасного западно-немецкого террориста из «Фракции “Красной Армии”» (в социалистических странах было принято называть ее «Баадер – Майнхоф», чтобы избежать всяких ассоциаций с РККА). Он приехал в Софию, чтобы подорвать синагогу во времени богослужения израильского премьер-министра Исхака Шамира и его супруги Шуламит – болгарской еврейки, родившейся рядом и крещенной там же. В результате был награжден высшим военным орденом Израиля и отправлен туда на специализацию по противодействию терроризму. Вернулся самым подготовленным специалистом в Болгарии.
После «демократических» перемен и Бойко Борисов, и Алексей Петров покинули силовые государственные структуры. И так как вместе занимались карате и добились значительных спортивных успехов в этом боевом искусстве, начали создавать первые охранные фирмы в Болгарии. Можно сказать, что преуспели на этом поприще – Алексей Петров стал единоличным боссом всех болгарских охранителей, а Бойко Борисов возглавил охрану престарелого бывшего первого партийного и государственного руководителя Тодора Живкова до самой смерти последнего. Потом стал начальником охраны царя Симеона Второго Сакс-Кобург-Готского. Когда последний стал премьер-министром, назначил его Главным секретарем МВД – самая высшая военная должность в министерстве (министр – политическое лицо). При назначении ему было присвоено звание полковника. Потом президент Петр Стоянов дал ему генерал-майора, а его приемник Георгий Пырванов – генерал-лейтенанта. После падения царя Бойко Борисов выиграл выборы и стал мэром Софии. На этом посту его авторитет и популярность в народе очень повысились. И в 2009г. его новая партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) закономерно победила на парламентских выборах и он в первый раз стал премьер-министром. Второй раз – в 2014г.
Тем временем Алексей Петров воспользовался своими связями в Израиле, и переселившиеся туда болгарские евреи доверили ему управлять капиталами, которые остались у них в Болгарии (в том числе недвижимость) и инвестициями, которые они вложили в болгарскую экономику. Был создан Союз хозяйственной инициативы граждан, и он был назначен его исполнительным директором. Эта организация превратилась в одну из самых мощных корпораций в Болгарии. Охватила очень много отраслей промышленности, сельского хозяйства, инновационных технологий, транспорта. Алексей Петров стал спонсором самых выдающихся ученых и спортсменов, которые благодаря нему издавали свои книги, ездили в загранкомандировки, тренировались в оптимальных условиях.
В 2008г. он был назначен в ДАНС на второй по значимости пост, однако реально руководил контрразведкой из-за непригодности первого лица – Петко Сертова, о котором речь пойдет ниже.
Именно тогда были нанесены самые серьезные удары по эмиссарам «Аль-Каиды», «Мусульманских братьев», «Ахмадия», фондам «Ал Уакф Ал Ислами», «Иршад» и т.д. Тогда мэры мусульманских городов и деревень – проводники исламского фундаментализма – не могли спать спокойно, зная, что сотрудники ДАНС могут в любой момент ворваться в их дом или офис, провести обыск и на основе конфискованных книг, брошюр, дисков с исламистской пропагандой, заводили дела, которые кончались серьезными приговорами. Весной 2009г. был арестован Ахмед Башев – мэр общины Гърмен, куда входят Рибново, Лъжница и другие деревни, населенные болгарами-мусульманами и подверженные исламистской радикализации. Он выселял освещенных агентов контрразведки. И его арест стал эффективным предупреждением не делать этого. Однако потом Ахмед Башев стал депутатом и удвоенными усилиями продолжил распространение исламизма.
После того как Бойко Борисов добился его отставки из ДАНС, Алексей Петров своими силами и средствами продолжил работать по этой проблеме. Он решил провести социологическое исследование по теме «Влияние радикальных исламских идей на болгарских мусульман». О результатах собирался проинформировать Парламентскую комиссию по Национальной безопасности. У него была важная причина заняться этим: исламисты добрались до его родного Тетевенского края. Там до сих пор действует пакистанская секта «Ахмадия». Ее эмиссары в Болгарии – дама неясного происхождения Рифат Ара и имам мечети «Малая река» в городе Мадан, расположенном в Восточных Родопах и заселенном болгарами-мусульманами.
Алексей Петров направил свои усилия в самую горячую точку – западную часть горы Родопы и долину Чеч. Там, с самого начала демократических перемен, рыщут эмиссары исламистских фундаменталистских сект и фондов. В начале были курсы по арабскому языку и изучению Корана, сравнительно небольшие суммы для покупки спутниковых антенн и большие –
для строительства домов. Потом началось строительство больше тысячи мечетей. Сначала в них устраивадись проповедники пресловутых «Мусульманских братьев». В конце 1993г. был зарегистрирован фонд «Ал Уакф Ал Ислами». Между ним и Главным муфтийством мусульман Республики Болгария был заключен договор о «Совместной деятельности в сфере исламского образования и духовных исламских училищ». Фонд их полностью содержит, сохраняя за собой право предлагать кадровые, структурные и административные перемены в исламском образовательном деле и обеспечивать преподавательские кадры, в том числе зарубежные. Финансировал чрезвычайную мусульманскую конференцию в марте 1995г. Один из гостей – турецкий фундаменталист, заявил с трибуны: «До сих пор я потратил миллионы для распространения исламизма в Болгарии и Македонии и буду продолжать давать деньги». Обо всем этом лучше всех в государстве знал Алексей Петров. Он, как второй человек в ДАНС, получал ценную информацию от служителей старого Второго главного управления Комитета государственной безопасности (контрразведки) и Военной контрразведки, которая в это время находилась в ДАНС. И начал исследование в Западных Родопах и Чеч.
Его эмиссары стали приносить тревожные новости: болгаре-мусульмане (так называемые «помаки») вопреки кризису и безработице строят трехэтажные дома; не разговаривают с незнакомцами; в их деревнях нельзя найти ни капли алкоголя; курбан-байрам проводится пышно и расточительно, на фоне всеобщей бедности; женщины прячут лицо, работая в гостиницах.
И когда надо было закончить исследование, 10.02.2010г. Алексей Петров был репрессирован и был нанесен тяжелый удар по болгарской национальной безопасности. Деятельность ваххабитских эмиссаров продолжилась без особых препятствий.
Практически никто не знает, когда и почему «пробежала кошка» между Бойко Борисовым и Алексеем Петровым. Ходят разные слухи. Большинство из них сводятся к неподеленным деньгам. После ареста Алексея Петрова, отвечая на вопрос журналиста, Бойко Борисов сказал: «Эволюция наших отношений такая – от лучшего друга до злейшего врага». Так или иначе, их вражда затормозила борьбу с проникновением исламистов в Республику Болгария.
Последний и, наверное, окончательный разгром ДАНС случился с 05.12.2014г. по 12.01.2015г. Он был устроен его бывшим директором Петко Сертовым. Наверное, пройдет немало времени, пока болгарская общественность наконец-то полностью узнает, что именно с ним случилось в течение указанного периода. Однако урон, нанесенный болгарской национальной безопасности, превосходит все, что могли бы предположить и самые большие пессимисты в отношении близких перспектив развития Республики Болгария. Можно сказать, что двери страны широко распахнуты перед экстремистами и террористами всякого рода, а также перед откровенным криминалом.
По официальной версии, бывший директор ДАНС Петко Сертов 05.12 .2014г. вечером был дома вместе с супругой. В один момент, ничего ей не сказав, вышел и, вроде, пропал без вести. Она через день проинформировала МВД и его преемника на посту. Дома был оставлен его международный паспорт и другие документы, а также мобильные телефоны. Поэтому никто не мог длительное время установить его местонахождение. Хотя он уехал на своей собственной машине. А еще до этого снял из банкомата 8 000 левов (2 лева =1 евро). Потом появились данные, что машина пересекла болгаро-греческую границу (граждане ЕС могут ее пересекать без паспорта, только с личной картой). Согласно последней информации о нем, через некоторое время он провел одну ночь в афинской гостинице. Других сведений не было.
На поиски Петко Сертова были брошены ДАНС и МВД. Весь регион болгаро-греческой границы обследовал вертолет. По просьбе министра внутренних дел, Интерпол объявил его в розыске.
Считается, что вся это история стоила болгарским силовым государственным органам 500 000 левов. А сколько потратили европейские, неизвестно. И никаких официальных результатов не добились. Хотя разыскивали бывшего начальника ДАНС исключительно на территории двух государств-членов ЕС – Болгарии и Греции, в которых работают современные технические средства слежки. И если человек может от них спрятаться, то для дорогой машины это невозможно.
12.01.2015г. другая машина – собственность пропавшего силовика, выехала в Болгарию из Греции, через тот самый пограничный пункт, откуда прошла первая так и не вернулась. В ней ехали три пассажира: сам Петко Сертов, его супруга и брат Тодор Сертов, который был за рулем. Последний живет в Брюсселе, где возглавляет организацию ветеранов спецслужб стран-членов ЕС. (Осведомленные люди считают, что в связи с позорным поведением своего брата он скоро покинет свой пост.) Министр внутренних дел, директор ДАНС и другие их коллеги продолжают призывать Петко Сертова рассказать, где он был в течение этих пяти недель и что с ним случилось.
Понятно, что бывший директор ДАНС, само агентство и соответсвующие службы уже стали объектом издевательств, со стороны журналистов и общественности. Неадекватное поведение Петко Сертова сравнивается с сумасшедшим министром обороны США периода после Второй мировой войны Форесталом, который выбросился из окна психиатрической больницы с криками «Русские идут! Я их вижу везде!» Уже ходит огромное количество слухов о причинах его мистериозного исчезновения и появления: от гомосексуальной аферы, до преследования со стороны службы фирменной безопасности «Газпрома» из-за полученных очень крупных денег для реализации проваленного проекта «Южный поток». Последняя версия маловероятна – если бы русские на самом деле его искали, они бы его нашли очень быстро. И никто ничего бы об этом не узнал.
После всех провалов силовых государственных органов Республики Болгария очерчивается тенденция их ослабления и усиления органов корпоративной и фирменной безопасности.
P.S. В 90-х годах ХХ-го века автор этой статьи занимал пост эксперта по религиозному и политическому экстремизму и терроризму в направлении «Психологическая оборона» в Аналитическом отделе Министерства обороны Республики Болгария. В начале 2003г. стал помощником Алексея Петрова.
«Глобус» аналитический журнал, номер 1, 2015