Руководитель парламентской фракции РПА Ваграм Багдасарян на днях заявил, что нужно подготовиться к политическим содержательным обсуждениям конституционных реформ. Таким образом, РПА, по сути, возвещает, что приближается момент заявления о конституционных реформах. Причем, Ваграм Багдасарян ожидал, что возможны содержательные изменения в регламенте, и нынешнее время просто так не выбрано.
Серж Саргсян заявил, что о своем решении о конституционных изменениях он скажет в феврале-марте. В феврале он неожиданно принялся решить вопрос Гагика Царукяна, который за несколько дней до этого выступил с заявлением, что они отклоняют конституционные изменения. И сделают все возможное, чтобы провалить их. Провалился Гагик Царукян, и, кажется, для Сержа Саргсяна открылся путь для объявления о начале осуществления реформ, оппозиции, как так таковой не существует, но Серж Саргсян вновь продолжил паузу в этом вопросе.
5-го Марта состоится внеочередной съезд партии «Процветающая Армения», в ходе которого, по всей вероятности, произойдет смена председателя партии. Во всяком случае, ожидания в связи с этим, вполне вероятны, а заявления членов ППА содержат интригу по этой части. И в этом плане возникает вопрос: подождет ли Серж Саргсян решения вопроса председателя партии на съезде ППА 5-го марта, в плане опубликования своего решения, или опубликует его раньше.
Проблема в том, какое влияние Серж Саргсян может оказать на выбор председателя. Саргсян договорился с Царукяном в вопросе его безобидного ухода, но интересно то, есть ли договоренность также и в вопросе дальнейшей судьбы ППА. Или Серж Саргсян оставил эту проблему на Овика Абраамяна, который, так сказать, будет представителем Сержа Саргсян или РПА, в вопросе «повышения образовательного ценза» ППА.
ППА – не монолит, и это было очевидно с самого начала, как РПА сформировалась, так сказать, с помощью инвестиций Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, так и в ППА оба внедрили своих людей. Проблема в том, насколько для Сержа Саргсяна принципиально кроме устранения Гагика Царукяна, назначение своего человека на должность председателя партии. Это может быть, например, доверенным лицом Овика Абраамяна, а Абраамян находится в подчинении Сержа Саргсяна. Потому что для Саргсяна, возможно, не принципиально установление полного влияния в ППА, и он там для крыла Роберта Кочаряна оставит возможность для игры, чтобы посредством этого крыла также создать противовес для Овика Абраамяна, таким образом, сохранив ППА более управляемой. В любом случае, проблема реорганизации ППА, соотношения сил внутри партии, и дальнейшей стратегии может оказать большое значение на окончательное решение Сержа Саргсяна в вопросе конституционных изменений.
В конечном счете, до сих пор очевидно, что эти реформы для него являются средством диктования игры, и реформы, по большому счету, не имеют фундаментального значения в плане решения вопроса властей. С этой точки зрения, модель управления является преимущественно формальной проблемой, поскольку в Армении проблема властей решается не формальными конституционными рычагами, а внутренним силовым соотношением, и физической силы, и финансовой силы, и все это в упаковке внешнего покровителя. И в этом плане не нужно исключать того, что если Серж Саргсян может надежным образом нейтрализовать, так сказать, системную противоположную силу, то не исключено, что он может подумать об уменьшении вероятности перехода к варианту парламентской модели управления, то есть, тем не менее, о сохранении полупрезидентской модели, и возможно, не случайно, в речи Ваграма Багдасаряна были намеки на возможные содержательные изменения.
Сохранив баланс полупрезиденства, Серж Саргсян может попытаться уравновесить, так сказать, парламентское большинство, находящееся в его партийном подчинении, посредством должности назначенного им председателя, то есть, эту должность держать в качестве противовеса большинству, для механизма предотвращения возможных внутрипартийных интриг и предательств. Ведь история РПА, по сути, является историей именно таких интриг. С этой точки зрения, когда противоположная сила в системе нейтрализована, для Сержа Саргсяна ситуация может измениться, могут появиться новые варианты решений, исходя из того аргумента, что новая расстановка внутриполитических и внутрисистемных сил.
В конечном счете, Серж Саргсян после своего февральского «блицкрига» вопрос власти, по сути, решил, и сегодня в повестке дня стоит проблема формулировки этого решения, и тот или иной вариант конституционных изменений находится в этой плоскости.
Источник: 1in.am