Домой Армения История Армении была сложной, если не сказать много больше: «The Telegraph»

История Армении была сложной, если не сказать много больше: «The Telegraph»

190
0

История Армении была сложной, если не сказать много больше: "The Telegraph"Где-то христиан убивают только за нательный крест или Библию. А убивая, не спрашивают, англикане они, лютеране, православные или католики. Эти слова папы римского Франциска I приводит Кристофер Хаус в своей статье в The Telegraph, посвященной армянскому святому, поэту-богослову Григору Нарекаци, недавно причисленному к докторам католической церкви. Автор пишет:

«На моей полке остался томик, который я прочесть не могу. Он на армянском, а я не разбираю даже букв этого причудливого алфавита в завитках. Байрон, как говорят, лучше в этом преуспел: он учился языку с 1816 года, в монастыре, где была напечатана эта книга.

В монастыре Св. Лазаря, на острове в Венеции между Сан-Джорджо и Лидо. Его пожаловали армянским монахам в 1717 году. Маленькую братию привел настоятель Мхитар из Себастии, по имени которого они и стали называться мхитаристами.

Они были армянскими католиками, то есть признавшими духовное верховенство Папы Римского.

Большинство армян принадлежат к армяно-григорианской церкви. Они с удовольствием расскажут вам, что их страна первой приняла христианство – в 301 году, благодаря Св. Григорию Просветителю. Армения, со своим индоевропейским языком – до неузнаваемости другим, но родственным нашему, по праву гордится своим наследием. Но в последние несколько веков ее история была сложной, если не сказать много больше.

Мне подумалось об армянах, когда на днях я обнаружил в Кенсингтоне армянскую церковь. Храм Св. Саркиса белел на фоне домов из красного кирпича. Его построили в 1922 году в память о родителях филантропа Галуста Гюльбенкяна.

Принц Уэльский посетил армян в Лондоне несколько недель назад в армянском храме Св. Егише, чтобы привлечь внимание к участи христиан на Ближнем Востоке. Он упомянул об уничтожении в прошлом ноябре (исламистами фронта аль-Нусра) армянской церкви в Дейр-эз-Зоре в Сирии. Церковь стояла как памятник тысячам армян, бежавших из Турции и погибших тут в 1910-е.

С этими мыслями, я узнал, что неделю назад Папа Римский Франциск I причислил к докторам церкви великого армянского святого, Григория из Нарека. Это звание дается нечасто: кроме Нарекаци, их всего 35 за всю историю, среди них — Святой Иероним и Святитель Афанасий Великий.

Св. Григорий (950-1003) монашествовал в Нареке, недалеко от озера Ван, ныне в Турции. Спустя почти тысячу лет, великий монастырь с островерхими куполами в армянском стиле был уничтожен, а армяне, жившие здесь – убиты.

Самая известная работа Григория из Нарека, «Книга скорбных песнопений», словно поминает эту трагедию и ее мучеников – незаживающую рану в истории Армении. Святой взывает к Богу, прося даровать людям милость и приобщить их к божественной природе. «Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью черною до края, сложил я — ведатель страстей людских, поскольку сам в себе их порицаю», — написал он.

В прошлом году Папа Римский Франциск встретился с Патриархом Армянской Апостольской церкви Гарегином Вторым, и побеседовал о мученичестве как знаке для воссоединения Церкви. А еще до этого он заметил: «Где-то христиан убивают за то, что они носят крест или имеют Библию. А убивая, не спрашивают, англикане они, лютеране, католики или православные».

В 451 году учение Армянской церкви было объявлено ложным, как монофиситское, отстаивающее двуединую природу Христа как Бога и человека. Может на самом деле причина была другой… Как бы то ни было, признание католической церковью Св. Григория и других армянских святых показывает, что вера – одна. Признание Нарекаци доктором церкви подтверждает это единство. И в эти жесткие времена, христиане Востока нуждаются в единстве духа, на какое только способны».