Она необычайно обаятельна. Роскошная женщина, интересная актриса, сыгравшая роль Марии Каллас в фильме «Каллас навсегда», француженка Фанни Ардан, как оказалось, армянка. Чтобы признаться в этом, ей надо было приехать в Армению на кинофестиваль «Золотой абрикос». «Я всегда чувствовала себя армянкой», — отвечала она обычно, уходя от прямого ответа на вопрос любознательных армян об ее происхождении. «Это семейная тайна, и я не стану говорить об этом с журналистами», — лукаво заявила Ардан на пресс-конференции в Ереване, отвечая на тот же вопрос журналистов. Но оказавшись в музее Параджанова, пропитавшись магической аурой великого режиссера, актриса, не удержавшись, призналась: «Да, я армянка». А не хотела она раскрывать семейных тайн, вероятно, по причине того, что ее бабушка находилась в неофициальном браке с армянином, от которого и родила двух детей. Поразили ее и церкви святых Рипсиме и Гаяне в Эчмиадзине, и улица Абовяна в Ереване. Как обещал директор «Золотого абрикоса» Арутюн Хачатрян, в следующем году в рамках кинофестиваля состоится ретроспектива фильмов Фанни Ардан, и не исключено, что актриса вновь посетит Армению. В первый день своего пребывания в Армении очаровательная Ардан дала пресс-конференцию, ответив и на вопросы «Собеседника Армении», после чего удалось пообщаться с ней тет-а-тет.
— Вы знали что-либо об Армении до своего приезда? Быть может, приходилось работать с армянами?
— У меня всегда было об Армении некое мифическое представление. Это страна древней цивилизации, загадочная и красивая, колыбель всего христианства. Я знаю, что у вас есть проблемы, оставшиеся еще с советского времени. Знаю о Геноциде армян в Османской империи, знаю, сколько горя пришлось перенести многострадальному армянскому народу. Поэтому, прежде чем познакомиться с Арменией, предпочитаю познакомиться с людьми. В работе я никогда не смотрю на национальность людей. Для меня самая большая ценность — это сам фильм. Не имеет значения, кто его снял. Признаться, я очень долго думала, что Дон Кихот — француз.
— Вы начинали с театра, но в кино попали, снявшись в телесериале. Как вы относитесь к сериалам? Смотрите ли, учитывая их несколько отрицательное реноме?
-Я не просто начинала с театра, но и до сих пор периодически играю в нем. Считаю, что театр очищает кровь актера. Есть в нем какая-то дикость в позитивном смысле этого слова. И каждые 2-3 года я возвращаюсь туда. Среди театральных работ у меня есть и удачи и неудачи. Но один спектакль я сыграла вначале в театре, потом в телесериале «Жена соседа». Франсуа Трюффо увидел меня именно в этой постановке и пригласил в фильм «Соседка» (за роль Матильды Башар Фанни Ардан в 1982 году была номинирована на французскую кинопремию «Сезар». — Ред.).
Так что сериал в моей жизни сыграл положительную роль. Когда есть время, я смотрю сериалы и сейчас. Но такие, которые имеют логическое продолжение, а не завершаются в конце каждой серии. Сериал, который меня сразил, — это американский «Клан Сопрано». Вообще мне кажется, что сейчас в США свободу слова можно нагляднее увидеть в сериалах, чем в фильмах. Думаю, телесценаристы проявляют большую смелость, чем сценаристы в кино, нередко остро задевая политику Америки.
— В этом году в Каннах известный режиссер Ларс Фон Триер также проявил смелость, признавшись журналистам в своей нацистской привязанности. Как вы относитесь к подобным скандалам?
— Я уже потом услышала об этом. Я думаю, надо уметь быть снисходительными и прощать, а не набрасываться на человека сразу. Может, он был пьян или принял наркотики и хотел устроить провокацию…
— Можете выделить режиссера, с которым наиболее комфортно работалось?
— Не люблю раздавать призы, кстати, и получать их тоже не люблю. Для меня все режиссеры, с которыми когда-либо работала, по-своему хороши.
— Легко ли вам дался образ Марии Каллас в знаменитом фильме «Каллас навсегда»?
-Я очень любила Каллас, ее песни. Мне очень близка идея поиска совершенства, которая постоянно жила в ней. Я думаю, что она — пример и модель для любого человека, живущего искусством. Для меня неважно было сыграть все «документально», но я четко понимала, что играю человека, который поднимал культуру на высочайший уровень.
— Как вы пришли к вашему режиссерскому дебюту — фильму «Пепел и кровь» ?
— Я с детства имела слабость к Древней Греции, ее культуре. Было во всем этом что-то загадочное. Когда я узнала, что и сегодня есть места, где со времен Эсхила ничего не изменилось, все те же законы, мне захотелось рассказать историю, которая происходит в наше время по тем же трагическим греческим канонам. У меня возникло желание написать сценарий, и я начала представлять историю в изображении. Мне показалось, что правильно будет самой снять этот фильм. Это станет логическим продолжением моих мыслей и визуального ряда, созданного в воображении. Я много читаю, смотрю фильмы, это, естественно, оставляет осадок во мне. Но когда я берусь за перо, я не могу сказать, под впечатлением чего именно, увиденного или прочитанного мною, я создаю.
— Между тем считается, что режиссер — мужская профессия. Вы не согласны с этим?
– Кино – это мир энергии. И говоря об этой энергии, мы говорим просто о человеке, а не о мужчине или женщине. О человеке, имеющем большой запас энергии. Несмотря на мои попытки в режиссуре, я предпочитаю все-таки оставаться актрисой, потому что актриса на съемочной площадке – центр Вселенной, вокруг которой вращаются все остальные, исполняя любую ее прихоть. Женщина-режиссер должна быть сильной, уметь подчинять и четко доносить свои требования как техническому персоналу, так и актерам. Она должна понимать, что она одна против всех…
— Энергия творческого человека, на ваш взгляд, с возрастом увеличивается или уменьшается?
– Энергия связана с желанием. Если вы верите во что-то и имеете желание это сделать, то энергия сама по себе приходит. А если понимаете, что нет энергии, значит, и нет желания. Не думаю, что энергия имеет что-то общее с возрастом. Потому что каждый раз все начинаешь с нуля. Потому она не увеличивается и не уменьшается.
-Можно ли сказать, что вы начали свои режиссерские поиски оттого, что надоело быть подвластной режиссерам?
— Жизнь коротка, и хорошо иметь разный опыт. Вся жизнь – это обретение опыта, ведущего в итоге к мудрости. Но при этом желание оставаться актрисой во мне не угасло. Потому что для меня самая большая роскошь, что я всегда делала лишь то, что хотела. Даже тогда, когда играла в фильмах, которые не очень хорошо получались, но мне нравилось играть в них. И в те моменты, когда я снималась, всегда была счастлива.
— Между тем вы как-то сказали, что не можете быть счастливой. Прокомментируйте эти слова, и что в вашем понимании счастье?
— Я хотела сказать, что невозможно быть счастливой всегда. Но есть счастливые мгновения. Поскольку они бывают очень яркими и сильными, то потом начинаешь грустить, когда они не повторяются.
— Ну а сейчас вы претерпеваете мгновения счастья?
— Сейчас — нет.
— А что есть любовь?
— В жизни все взаимосвязано, а любовь — главная связывающая нить жизни. Я всегда и все в жизни делала с любовью. Любила своих родителей, своих мужчин, люблю своих детей. Очень люблю свою работу.
— Вы всю свою жизнь боролись за независимость от мужчин, не связывая себя узами брака даже после рождения детей. Неужели хоть раз в жизни вам не хотелось почувствовать себя слабой, зависимой женщиной?
— Я никогда не боролась за равенство с мужчинами. Я просто желала быть свободной и боролась за это — каждый имеет свои представления о правде.
— А что есть в вашем понимании свобода?
— (Задумывается.) Когда ты свободен, ты не думаешь об этом. Лишь когда ты несвободен, начинаешь чувствовать, что такое свобода. Свобода — это душевное состояние человека.
— Вы – роскошная красивая женщина, один из символов французского кино. В чем тайна вашей неувядаемой красоты, как вам удалось договориться с природой?!
– Вы делаете мне комплимент (смеется). Думаю, вы говорите о ком-то другом!
— Наряду с актерскими курсами вы закончили факультет политологии в университете Прованса. Хоть как-то ваша первая специальность дает о себе знать?
— Я не увлекаюсь политикой, но если бы не стала актрисой, то наверняка стала бы политологом. Причем, зная себя, могу сказать, что отдалась бы этому делу полностью, со всей присущей мне преданностью.
— Как вы любите отдыхать?
— Для меня самый прекрасный отдых — это лежать и читать книгу. Я не любитель туризма. Хорошо, что есть кинофестивали, благодаря которым я могу познать мир. К примеру, благодаря вашему «Золотому абрикосу» я приехала в Ереван. Жизнь настолько стремительно проходит, что просто нет времени даже подумать о том, чтобы купить билет, и это притом, что мне давно хотелось побывать в Армении.
— Что означает татуированный на тыльной стороне вашей левой ладони крест?
— Я не могу об этом сказать, попробуйте догадаться сами…
— Из сыгранных вами ролей есть роли, к которым вы особенно привязаны?
-(Смеется.) Об этом спросите меня на смертном одре, а пока жизнь продолжается!
Собеседник: (01.08.2011)