Ровно 94 года назад, 15 марта 1921г., Согомон Тейлерян ликвидировал в Берлине одного из главных организаторов Геноцида армян в Османской империи Талаата-пашу, а состоявшийся в июне того же года суд в германской столице оправдал молодого человека за данное деяние.
Воспоминания Согомона Тейлиряна были в свое время записаны западноармянским писателем и общественным деятелем Вааном Минахоряном и впервые опубликованы в 1953 году в Каире. В 1993 году в Армении была издана книга воспоминаний С.Тейлиряна «Покушение на Талаата» в переводе на восточноармянский язык. А в прошлом году в московском издательстве «Ключ-С» вышел русский перевод. Его инициатор, полковник КГБ запаса автор ряда научных статей и публикаций по тематике «Психология спецслужб» Геворк Саркисянц, рассказал, что так как поиски спонсоров издания в Ереване долгое время не давали результатов, они собрались с друзьями, бывшими коллегами по работе, перевели и выпустили книгу тиражом в 3 тысячи экземпляров. Теперь изыскиваются возможности для дополнительного тиража.
В книге С.Тейлиряна (1896-1960гг.) описаны события в Западной Армении начиная с 1915 года. Род Тейлирянов в Ерзнка и Багариче насчитывал 85 душ. Из них, застигнутых геноцидом на родине, в живых осталась лишь 12-летняя племянница Согомона, найденная после взятия Ерзнка русскими у одного курда. Автор описывает ужасы геноцида, войны, предательство союзников, бедственную долю многих беженцев, избежавших турецкого ятагана только лишь для того, чтобы умереть от голода и эпидемий на улицах Еревана и Эчмиадзина.
Тейлирян, осуществляя разработанную по решению АРФД акцию возмездия «Немезис» в отношении главных организаторов Геноцида армян, отправляется в Берлин, выслеживает Талаата и приканчивает его выстрелом из пистолета. Все это, а также суд и оправдательный вердикт подробно представлены в книге.
При цитировании отрывков из нее обычно приводят главный эпизод из мемуаров народного мстителя: как он шел навстречу Талаату, как в глазах турка мелькнул смертельный страх, как от выстрела в голову монстр рухнул на землю, а Тейлирян отбросил пистолет. А потом толпа набросилась на него, пока Согомон не крикнул:
— Что вы хотите? Я армянин, он турок. Какое вам дело?..
Мне хотелось бы привлечь читательское внимание к другому отрывку из книги.
«В день похорон они принесли множество венков. Утром, в 10 часов, перед домом номер 4 на Гартенберг уже собралось множество людей, были заметны чужеземные головные уборы — фесы, чалмы, меховые шапки. Турки в зеленых одеждах следили за дисциплиной. Туда спешили фотографы и кинооператоры. В квартире Талаата было осуществлено религиозное отправление. Причетчик турецкого посольства Шюкри Эфенди пропел призыв к мусульманской молитве «Аллах Акбар», затем прочел посмертную молитву, после чего был осуществлен обряд суда над мертвецом.
«Усопший Мехмед Талаат-паша, наделенный высокими добродетелями, раб Аллаха. Есть среди вас кто-то, кто утверждает обратное?» — провозгласил Шюкри Эфенди.
— Нет! — дружно крикнули присутствующие.
Причетчик начал похоронное мероприятие, слышалось рыдание женщин. В 11 часов 30 минут гроб вынесли. Пестрая восточная процессия торжественно двинулась по многолюдным улицам Берлина. Полицейские чины расчищали дорогу. За ними шла груженая венками карета, затем медленно шагали приехавшие из разных городов 100-150 студентов-мусульман — арабы, египтяне, индусы, персы. Все несли символ «Единения и прогресса». За катафалком шел причетчик в фиолетовой одежде, белой чалме, на лбу — золотые тесемки, а грудь украшена роскошными орденами. Было много венков и до последнего момента подносили новые. Среди них выделялись венки Германского министерства иностранных дел и германо-турецкого общества. Присутствовали официальные лица турецкого посольства, различные турецкие консулы, представители афганского и иных обществ. Присутствовали: бывший морской министр Махмуд Мухтар-паша, Герберт фон Циммерман, Кюльман, генерал Зеект, генерал Фрес Кресиштайн, руководители различных министерств, управляющий Германского банка Квернер, аристократ Офехайм и другие. Правительство выразило свое соболезнование через фон Шуленберга. К полудню похоронная процессия дошла до кладбища. Бехаэддин Шакир с трудом смог сказать прощальную речь в адрес покойного, слова застревали в горле. Его окружили мусульмане всех восточных стран, словно весь Восток послал их как представителей заявить: «Мы готовы его заменить, его дело — наше дело».
Надгробные выступления приняли характер политической демонстрации. От арабов Бейрута высказался Эмир Шекиб-Аслан, от татар России — казанский Итрис-бей. Речь держал поэт Абдул-катер. Затем взял слово турок с мрачным лицом, который, подняв кулак, привел к присяге присутствующих отомстить. Многие из них откликнулись на призыв. Один индус в белой шапке, какой-то доктор Филай, говорил от имени всех угнетенных народов. Преподаватель Берлинского колледжа востоковедения Мирза Хасан в своей надгробной речи припомнил слова персидского философа Саади о том, что «человечество — это единое тело, и когда какой-то член болит, все тело чувствует боль». От немцев высказался бывший начальник железнодорожников Анатолий Гюнтерн, сказав: «Сейчас современники не в состоянии оценить великого человека, его должна восславить своим пером история. Мы, германцы, несем в наших сердцах печать его величественного образа». Председатель германо-турецкого союза Еког положил на гроб венок, на ленте которого было написано: «Великому политику и верному другу».
Доктор Еког пожелал, чтобы дух Талаата вечно жил в германо-турецких отношениях…»
Согласитесь, что похороны одного из величайших преступников в истории человечества, осужденного на смертную казнь (пусть в угоду политическому лицемерию) самими же турками, прошли в Германии с не менее величайшими почестями, чем если бы хоронили какого-нибудь высокопоставленного, из первой обоймы, немецкого политика. Один только упомянутый венок от МИД Германии и присутствие министров прекрасно характеризуют тогдашнюю, чреватую фашизмом Германию, равно как и пожелание доктора Екога о том, чтобы дух Талаата вечно жил в германо-турецких отношениях…
А теперь давайте, положа руку на сердце, признаем, что этот доктор ведь не дурак был и дело говорил. Потому что дух Талаата прекрасно живет в нынешних германо-турецких отношениях. В сегодняшней Германии, которая стыдливо отворачивается от своей отнюдь не второстепенной роли в армянской трагедии 1915-1923гг., политики и слышать не хотят о признании Геноцида армян. Разве это не продолжение церемонии возложения венков на могилу «верного друга Германии»?
Дух Талаата сегодня прекрасно живет и в англо-турецких отношениях. Англичане тоже набрали в рот воды, боясь обидеть потомков Талаата признанием Геноцида. И это в том случае, когда министры иностранных дел Англии, Франции и России в мае 1915 года в совместной декларации официально обвинили власти Турции в целенаправленной резне армян. Термина «геноцид» тогда еще не придумали. А сегодня Англия помалкивает, то есть плюет в свое же аристократическое лицо образца мая 1915 года.
Но самым пышным цветом дух Талаата цветет в американо-турецких отношениях. Уж, казалось бы, присвоившему себе императорские (кого хочу — казню, хочу — милую) полномочия трансконтинентальному монстру некого и нечего бояться. И Советского Союза нет, так что кормить такую прожорливую сторожевую собаку американских интересов, как Турция, нецелесообразно. И вообще не нужна уже больше никому из мировых игроков эта страна в ее сегодняшних размерах. Потому что слишком много о себе возомнила, этакий колосс на глиняных ногах, пропитанный вековой кровью других народов.
Но американцы в плену политической «туркозависимости» продолжают возлагать «венки на могилу Талаата», не переставая раздавать армянам США лживые предвыборные обещания по високосным годам и не переставая врать о том, что они и только они — эталон мировой демократии и хранители «общечеловеческих ценностей».
Перестаньте поклоняться духу Талаата, господа самозванные учителя демократии. Этим вы только позорите тех своих великих сынов, которые оставили в истории человечества незабываемые примеры торжества справедливости и взлетов человеческого духа в науке и культуре.
Это не Согомон Тейлирян, а вы, вершители судеб мира, должны были в назидание будущим гитлерам вздернуть на виселицу Талаата и исполнить обещания, данные армянам. Ваше бездействие во многих вопросах только способствовало появлению новых мстителей у разных народов. Вы не оставили им другого пути.
…Сегодня 15 марта. Почему бы всем вам не сходить в турецкие посольства и не выразить соболезнование в связи с 94-й годовщиной безвременной кончины «великого человека». Не забудьте прихватить венки.
P.S. Русский перевод книги «Покушение на Талаата» можно приобрести в ереванском магазине «Ноян Тапан» на площади Республики.
Известно, что факт Геноцида армян в Османской империи 1915г. (Armenian Genocide) признан многими государствами. Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия (1995г.), Франция (2001г.), Италия (2000г.), Германия (2005г.), Голландия (2004г.), Бельгия (1998г.), Польша (2005г.), Литва (2005г.), Словакия (2004г.), Швеция (2010г.), Швейцария (2003г.), Греция (1996г.), Кипр (1982г.), Ливан (1997г.), Канада (1996г.), Венесуэла (2005г.), Аргентина (1993г.), Чили (2007г.), Ватикан (2000г.). Геноцид армян признали также Европейский парламент и Всемирный совет церквей. Официально признали и осудили Геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армянского народа 42 из 50 штатов США. Парламентами нескольких европейских стран приняты законы предусматривающие уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян. Однако Турция по-прежнему отрицает массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны (в канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян, около 1,5 млн. армян было уничтожено за период с 1915 до 1923 года, оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру).