Домой Бывший СССР Исламские радикалы уже в Киргизии?

Исламские радикалы уже в Киргизии?

167
0

Исламские радикалы уже в Киргизии?Арест авторитетнейшего в Киргизии имама, узбека по национальности, Рашода Камолова заставил многих по-новому оценить религиозную ситуацию в стране. Причиной же для ареста, по словам пресс-секретаря УВД Ошской области Жениша Ашырбаева, послужили неоднократные призывы Камалова к прихожанам ехать на войну в Сирию, чтобы, вернувшись оттуда, создавать «Исламское государство» уже у себя на родине. По его информации, в южной Кригизии постепенно создаются условия для подпадание этой территории под влияние ИГ. Эта информация не кажется совершенно невероятной после сообщения представителей ООН о том, что ячейки этой экстремистской организации уже появились в соседнем со Средней Азией Афганистане.

Рашод Камолов происходит из очень известной религиозной семьи. Его дядя Садыкджан Камолов был первым муфтием Киргизии. Камолов-старший особенно гордился тем, что именно он предложил в киргизском парламенте избрать Аскара Акаева на пост президента страны.

Правда, в республике очень многие считают Садыкджана Камалова ваххабитом. Однако сам Садыкджан-ака категорически отрицает эти обвинения. «В Средней Азии слово ваххабит превратилось просто в ярлык. Так называют любого имама, пытающегося быть хоть сколько-нибудь независимым от светских властей. Я, например, считаю, что сегодня Киргизия не готова стать исламским государством, но продолжаю защищать права мусульман», — объяснял «Росбалту» Садыкджан Камалов.

Местью «за независимую позицию» объяснял «Росбалту» Садыкджан и гибель своего брата и отца Рашода — Рафика Камалова. По версии официального Бишкека, в 2006 году тогдашний имам Карасуйской мечети Рафик Камолов был убит во время спецоперации по предотвращению террористического акта — по странному стечению обстоятельств имам оказался в машине с вооруженными до зубов террористами. После гибели Рафика Камалова прихожане Карасуйской мечети избрали имамом его сына Рашода, и вот теперь это место оказалось вновь вакантно.

Отметим, что пограничный с Узбекистаном городок Карасу, где обитает семейство Камаловых, совершенно особая точка на карте республики. Половина этого города находится на киргизской стороне, а половина в Узбекистане. При этом практически все жители киргизской части Карасу по национальности узбеки. Репрессии против мусульман в Узбекистане привели к тому, что киргизская часть Карасу стала «штаб-квартирой» бежавших из соседней страны исламистов.

Также здесь очень прочны позиции запрещенной как в Узбекистане, так и России организации Хизб-ут-Тахрир, выступающей, во всяком случае на словах, за мирное объединение мусульман всего мира в единый халифат. И вот тут следует отметить, что семья Камаловых, включая бывшего муфтия, никогда не выступала с осуждением программы этой организации.

В общем, Камаловых трудно назвать «секуляризированными» мусульманами, но и то, что они встали на позиции крайнего исламского радикализма, также вызывает определенные сомнения. Так сложилось исторически, что земледельцы-узбеки более религиозны, чем еще в недавнем прошлом кочевники-киргизы. Поэтому большая часть киргизских исламских богословов по национальности узбеки. Однако после кровавого межнационального конфликта 2010 года в Киргизии началась последовательная замена имамов-узбеков на киргизов. В этой ситуации для карасуйского имама было попросту слишком небезопасно ратовать за создание «Исламского государства» в Киргизии. Не исключенно, что Рашод попросту стал жертвой «этнических зачисток» мечетей. Кстати, после его ареста новым имамом назначен киргиз.

Однако в любом случае, пожалуй, уже можно говорить о том, что независимого от властей мусульманского духовенства в Киргизии больше нет. Фактически Карасуйская мечеть была последним оплотом религиозных инакомыслящих в республике. Теперь им остается или покориться, или уйти в подполье.

Кстати, до Хизб-ут-Тахрир киргизские спецслужбы тоже добрались. Агентство Tengrinews.kz сообщило, что чекисты задержали 16 членов этой организации, возбудив дело по статье «Приобретение, изготовление, хранение, распространение, перевозка и пересылка экстремистских материалов, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских организаций». При обыске из оружия, правда, найдены только два травматических пистолета и ножи, но зато более 200 книг и брошюр и около 300 компакт-дисков религиозного характера, которые порой бывают и пострашней огнестрельного оружия.

Игорь Ротарь
rosbalt.ru