В политических и медиа-кругах широко обсуждается встреча евразийской тройки в Астане, на которой обсуждались вопросы о единой валюте.
Хотя Армения официально является членом ЕАЭС, Сержа Саргсяна на саммит не пригласили. Более того, в своих заявлениях Путин, Назарбаев и Лукашенко упорно «забывали» об Армении. В частности, Владимир Путин заявил, что пора подумать о валютном союзе России, Беларуси и Казахстана, не упомянув Армению.
Это действительно примечательно. Фактически, члены ЕАЭС обсуждают общие вопросы без Армении. Мнения различны – начиная с того, что с Арменией не считаются, и кончая тем, что де-факто Армения не является членом ЕАЭС.
Кстати, Серж Саргсян не приглашен и на встречу тройки 8 мая в Москве.
Конечно, лучше бы они вообще забыли про Армению, и наша страна не только де-факто, но и де-юре оказалась за пределами ЕАЭС. Армения стала членом этого союза 2 января этого года, но прошедшие месяцы продемонстрировали, какое негативное, если не сказать катастрофическое влияние оказало это на финансово-экономические отношения и сферу безопасности.
Но вопрос гораздо сложнее, чем «амнезия» евразийской тройки. Армения действительно не является членом ЕАЭС, но связана с ним обязывающими договорами. То есть, Армения не имеет «права голоса», но она обязана выполнять принятые обязательства. А это еще опаснее, чем членство.
С самого начала процедуры присоединения Армении к ЕАЭС многие предупреждали о том, что уже стало свершившимся фактом. С самого начала было ясно, что Армении не позволят стать учредителем Союза, то есть, равноправным членом. Армения в ЕАЭС, как и в других международных организациях нужна России как «лишний голос» при отстаивании своих интересов, чему активно противостоят Минск и Астана. В итоге они добились желаемого, и Армения, несмотря на старания руководства, не стала учредителем.
Впрочем, России Армения также не нужна как полноправный член ЕАЭС, у нее совершенно другие планы по Армении – оторвать ее от мира, изолировать и не позволить внешнюю политическую, экономическую и оборонную диверсификацию. У России и Армении противоречащие друг другу интересы, и суверенная политика Еревана могла бы привести не только к столкновению интересов, но и ослаблению региональных позиций Армении.
Цель политики Москвы – исключить это, а такое возможно только путем лишения Армении субъектности. С этой целью в Армении были пущены в дело вся российская агентура, именуемые политическими партии и соответствующие экспертно-политологические круги.
Кроме того, в этом вопросе интересы России полностью совпадают с интересами Турции и Азербайджана, которых также привлекли к процессу лишения Армении субъектности, создав военную эскалацию и угрозы вокруг Армении и Арцаха.
Россия «повесила» Армению в воздухе, что позволяет ей продвигать собственные планы. Причем, Россия на всякий случай «застраховала» себя от того, если ЕАЭС вдруг не состоится. Подписанные 2 декабря 2013 года в Ереване армяно-российские договоры уже лишили Армению субъектности.
Вот такова ситуация, опасность которой для Армении очевидна. Что касается того, что Армению «забыли», то Лукашенко более чем ясно разъяснил причины. В Астане он сказал, что нужно сделать так, чтобы решения учредительной тройки были обязательными для новых членов.
Ситуация сложная, но не безвыходная. Армении действительно нечего делать в Евразийском концлагере. Этот союз угрожает безопасности и государственности Армении. ЕАЭС является одним из геополитических гаваней тюркского мира, в которой у Армении нет перспектив.
Сейчас общественно-политическая мысль в Армении должна активно работать над технологиями вывода Армении из евразийского проекта. Это сложная задача не только с технологической точки зрения, но и потому что подобной мысли в Армении практически нет. А те, кто считают себя таковыми, по большей части являются российской креатурой и агентурой.
Но даже при этом ситуация не безнадежная, учитывая то, что логика нынешних международных развитий способствует этим процессам.
Сейчас наблюдаются признаки изменения ситуации, и вообще, в политике не бывает односторонних процессов. Так что, не исключается, что Армения сама не желает участвовать в евразийских мероприятиях. Весь вопрос в том, чтобы Армения осознала свою ценность и значение.
«Лрагир.Ам»