Домой Армения Может ли мусульманин быть армянином?

Может ли мусульманин быть армянином?

448
0

Может ли мусульманин быть армянином?Накануне столетия геноцида спор на эту тему вовсе не в наших интересах

Острейшая полемика, разразившаяся между главой Константинопольской армянской патриархии архиепископом Арамом Атешяном и колумнистом стамбульской армянской газеты “Агос” Махиром Озканом, в очередной раз привлекла внимание общественности к теме исламизированных армян. Может ли мусульманин быть армянином? Именно этот вопрос стал причиной спора между священнослужителем и журналистом.

Разногласия в этом вопросе появились еще в конце XVIII века, когда в причерноморских районах исторической армянской провинции Амшен насильственная исламизация приобрела массовый характер. После 1915 года спор обрел новый смысл. Спор был, а “объекта спора” уже почти не было. Армяне, исповедовавшие ислам, по вполне понятным причинам вынуждены были скрывать свою идентичность. Десятки тысяч исламизированных армян окончательно растворились. Многие из турок, проживающих ныне в северных районах черноморского побережья Турции, даже не догадываются о том, что в их жилах течет 100 процентов армянской крови. Но в последние годы заметны неожиданные процессы. У многих амшенцев начали проявляться признаки армянского самосознания. Большинство наших соотечественников эту тенденцию приветствует и воспринимает ее с большим воодушевлением и надеждой. Но вот в Армянской Церкви отношение к этому несколько своеобразное.

Фактический глава Константинопольского престола Армянской Апостольской Церкви Арам Атешян, замещающий больного патриарха, не только не считает исповедующих ислам амшенцев соотечественниками, но и выступает против попыток их интеграции. Точнее, он допускает интеграцию, но при одном обязательном условии: потомок исламизированных армян непременно должен пройти обряд крещения в апостольском храме. По убеждению архиепископа, лишь приняв христианство, амшенец обретет право считать себя армянином. Абсолютная убежденность Атешяна в своей правоте вызывает озлобленность у многих представителей армянской интеллигенции Стамбула. С жесткой критикой этого подхода выступает газета “Агос”, основатель которой был одним из первых, кто решился пробудить в амшенцах армянскую идентичность. Обозреватель учрежденной Грантом Динком газеты, амшенский армянин Махир Озкан бросил очередной вызов патриарху. Но на этот раз сделал он это не на страницах “Агоса”, а посредством информационного-аналитического интернет-издания “Ortakhaber”, что сделало полемику достоянием не только армянских читателей, но и турецкой общественности.Может ли мусульманин быть армянином?

37-летний философ Махир Озкан — уроженец горного поселка из амшенского района Хопа. О своем армянском происхождении Махир узнал лишь после того, как семья переселилась в Стамбул. Углубившись в исследование армянских корней амшенцев, он решил открыть землякам глаза на то, что произошло с ними. Прогрессивные стамбульские газеты любезно предоставляют “амшенскому миссионеру” трибуну, помогая пробуждению у исламизированных армян национального самосознания. Махир принял армянское имя Мгер и часто подписывается в прессе армянской фамилией Пекарян. Несмотря на то что родители его все еще чтут Коран, сам он считает себя атеистом. К Апостольской Церкви относится с уважением. Но креститься не собирается, так как категорически не согласен с теорией Арама Атешяна о том, что “армянская идентичность имеет религиозную основу”. Критика этого подхода в последней публикации Махира Озкана обрела небывало жесткую форму. Арама Атешяна он обвиняет в косвенном содействии ассимиляции армян.

Ставший Мгером Пекаряном Махир Озкан призывает оппонента не разбрасываться тем скромным потенциалом, который есть у армянской нации. “Я знаком со многими армянами-атеистами. А с ними как быть?”, — задается вопросом автор статьи. “Да, амшенцы поменяли веру, но сохранили идентичность, — пишет Озкан. — Они заявляют “я — армянин” и говорят по-армянски. Как я понимаю, этого Вам, господин Атешян, недостаточно? Хорошо, тогда расскажу Вам, как отвечала моя мать, когда я мальчиком говорил ей “мы — армяне”. Мать мне в таких случаях говорила: “Иди и говори это здесь и там, чтобы тебя зарезали”. В нашей стране, господин Атешян, сказать “я — армянин” — это гораздо больше, чем просто сотрясать воздух. Так было всегда…”.

Журналист обвиняет архиепископа в том, что тот своим жестким подходом лишает надежд десятки тысяч людей, которые могли бы обогатить армянский народ своим ресурсом. “Хотя насильственная исламизация — историческая несправедливость, но факт, что эти люди — искренние мусульмане. Господин Атешян, дам Вам совет: вместо того чтобы считать мусульманина турком, а христианина — армянином, смиритесь с существованием армян-мусульман”, — говорится в статье. А завершает публикацию Озкан следующими словами: “Когда мы ругаемся, мы приговариваем: “Черный Бог!” Так скажите мне, господин Атешян: “Черный Бог, да кто же мы такие?..”

Так кто же они такие?.. Люди, говорящие на диалекте нашего языка, готовые разделить с нами ответственность за судьбу армянской нации. Продолжая верить в того же Бога, что и мы, они уже два столетия почитают иного Пророка. Означает ли это, что они не могут быть нашими соотечественниками? Оппоненты архиепископа Атешяна говорят, что мы не настолько богаты, чтоб так легко отказываться от потомков своих блудных сынов. И в этом есть немало рационального. Если амшенцы сегодня пока не готовы решиться на возвращение к религии предков, это еще не значит, что мы вправе их отпугивать. Это, кстати, доказывает пример ближайших родственников самого Атешяна, которые до недавних пор исповедовали ислам. Проживающая в Диарбекире внучатая племянница архиепископа Атешяна Месуре Каплан лишь в 2013-м году приняла христианство. Пойти на этот шаг ее убедил сам патриарх. В свое время он убеждал креститься ее отца, но тот тогда не решился. Так может и дети ныне убежденных мусульман-амшенцев тоже через 20 лет захотят найти себя среди последователей апостольской веры. Сейчас главное — не отпугнуть их. Безнравственно лишать человека права считать себя армянином, если он того хочет сам.

Отказываясь признать амшенцев соотечественниками, мы препятствуем пробуждению у них национального самосознания. То есть делаем именно то, что является целью наших противников. В Анкаре осознают, что появление в пределах Западной Армении армянских общин укрепит основания для предъявления нами прав на территории. Именно потому идеологам антиармянской пропаганды выгодно, чтобы мы отвергали амшенцев. Не хочется даже допускать мысли о том, что патриарх делает это осознанно. Но факт, что действия и призывы архиепископа действительно в полной мере соответствуют тому, чего добивается команда Эрдогана.

Артем Ерканян
«Новое время»