Отношения Турции с НАТО продолжают оставаться сложными, и на это оказывают влияние не только обстоятельства внешней политики, но и внутренней политики Турции.
В последние годы в Турции формируются определенные новые взгляды на проблемы безопасности и роль НАТО в осуществлении данных задач. Турция считает, что на Ближнем Востоке возникли новые вызовы, прежде всего, в лице курдов, чье движение создало новую политическую ситуацию в регионе. Имеются другие проблемы, связанные с революционными событиями в различных арабских странах.
Турция также считает, что Иран и Южный Кавказ являются серьезными источниками реальных угроз, и необходимо пересмотреть политику НАТО в данных направлениях.
Турция пытается в большей мере вовлечь НАТО в события на Ближнем Востоке. При этом, такое отношение Турции к событиям на Ближнем Востоке было не всегда. Еще совсем недавно Турция пыталась решить проблемы региона своими силами, при сотрудничестве с некоторыми арабскими государствами. Но впоследствии выяснилось, что Турция не обладает необходимыми военными и политическими ресурсами для осуществления данной задачи.
Турция не может решить данные задачи без поддержки США и НАТО и предпочла более тесно сотрудничать с ними. Вместе с тем, события в Сирии, которые, по мнению турецких политиков, угрожают ее интересам, стали иллюстрацией возможных отношений между США и Турцией, НАТО и Турцией. Действительно, Турция не предложила официально осуществить военную операцию НАТО в отношении Сирии, но стремилась к этому, что вовлекло бы НАТО в весьма серьезные и опасные события.
НАТО и США не решились на осуществление военной операции в отношении Сирии, в том числе, и из-за их нежелания вовлекать в эту операцию Турцию. По мнению американцев и европейцев, участие в такой военной операции Турции привело бы к опасным реакциям арабов, которые нередко воспринимают Турцию как государство, преследующее имперские цели, которое пытается усилить свое влияние в арабских странах.
Доктрина неоосманизма исчерпана, турки поняли, что сделали неверные расчеты во внешней политике, но Турция не может не продолжать политику усиления своего влияния в регионах, иначе ей будут угрожать различные обстоятельства. Турция понимает, что вынуждена действовать с опережением, так как в регионе высокая политическая динамика, и возникают новые вызовы.
Возможно, сейчас наступил период некоторого нового осмысления политической ситуации, сделаны выводы из осуществленной политики, различных ошибок. Турция обречена на попытки расширения своего влияния на соседние страны и регионы, и эта политика будет продолжаться, независимо от того, какое правительство будет в Турции.
Турция рассматривает Южный Кавказ как приоритетное направление своей внешней политики, но, возможно, возникают противоречия между политикой Европейского Союза и стремлением государств Южного Кавказа интегрироваться в Союз и целями и положением Турции, которая не имеет больших надежд на вступление в Союз.
Таким образом, Турцию не впускают в Европейский Союз, а государства Южного Кавказа, по крайней мере, Грузия и Армения считают себя европейскими государствами.
В настоящее время политика Турции в отношении Балкан, Южного Кавказа и Центральной Азии не столь активна, так как она вовлечена в события на Ближнем Востоке, причем, как выясняется, не на первых ролях, на что она надеялась.
По вопросу, насколько США заинтересованы в усилении влияния Турции на Ближнем Востоке и в других соседних регионах, можно допустить следующее. США проводят в отношении Турции не совсем «честную» политику, американцы, несомненно, очень заинтересованы в Турции, без которой трудно представить политическое влияние США в регионе, тем более, что с ее помощью решаются многие вопросы.
Но США хотели бы «умеренной самостоятельности» Турции, хотели бы продолжать прежний контроль над ней. В последние годы США считают, что сумели урегулировать отношения с арабскими государствами, большинство которых являются партнерами США, и Турция становится менее востребованной в этом регионе. США хотели бы активизации Турции в Центральной Азии, но также под контролем США.
Снижение активности США в Европе и на Ближнем Востоке также влияет на роль Турции в американской политике. США весьма раздражены политикой Турции, и отношения между ними не обусловлены в полной мере. Обе страны понимают, что проблемы остаются и не знают, как урегулировать их, и вместе с тем, отстаивать свои интересы.
Может ли Турция препятствовать развитию отношений НАТО с Арменией? Турция не упускает возможности заявить о своих интересах и об интересах Азербайджана в НАТО, и она очень внимательно рассматривает возможность указать на политику Армении в отношении проблемы Нагорного Карабаха и оккупированных территорий. Однако, вряд ли Турция попытается выдвинуть претензии по поводу развития отношений Армении с НАТО, так как это вызвало бы противодействие других членов НАТО, и возникли бы новые противоречия, которых уже сейчас немало.
США создали для Турции определенный пояс проблем и конфликтов, который можно назвать «Вьетнамом». Такой пояс, действительно, образовался, в результате многих объективных причин. США не создавали этот «пояс» специально, но, возможно не сделали достаточных усилий, чтобы предотвратить возникновение этой ситуации.
США тесно связаны с курдскими политическими группами, и, возможно, это приводит к мысли о том, что США сопричастны к курдскому движению.
Игорь Мурадян
«ЛРАГИР»