Усилия по продвижению международного признания Геноцида армян вряд ли могут быть ощутимыми, пока не отозвана подпись Армении под армяно-турецкими протоколами, сказал второй президент Армении Роберт Кочарян в интервью, размещенном на его неофициальном сайте.
Процесс нормализации отношений Армении и Турции осенью 2008 года инициировал президент Армении Серж Саргсян. 10 октября 2009 года главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе соответствующие протоколы, которые должны были быть ратифицированы парламентами двух стран.
Однако 22 апреля 2010 года Саргсян подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов, заявив, что Турция не готова продолжать начатый процесса. 16 января 2015 года Саргсян обратился с письмом к председателю Национального Собрания Галусту Саакяну, проинформировав о своем решении отозвать протоколы из парламента.
«Будучи мертворожденными, они (протоколы), тем не менее, возбудили завышенные взаимные ожидания как в Армении и Турции, так и у международного сообщества. А завышенные, не реализуемые ожидания всегда оборачиваются ухудшением исходной ситуации. Благодаря протоколам, Турция получила возможность сдерживания процесса международного признания Геноцида. Нет никакой разницы, где физически находится подписанный документ – в парламенте или МИД-е», — сказал Кочарян.
При этом, по словам экс-президента, в перспективу функционирования армяно-турецкой границы сегодня мало кто верит, «а это единственное, что Армения могла бы получить от реализации протоколов».
Между Арменией и Турцией не существует дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары. Сложные отношения между двумя странами вызваны, в частности, поддержкой Анкары азербайджанской позиции в карабахской проблеме, а также острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.
В этой связи Кочарян отметил, что, судя по лексике политиков обеих стран, армяно-турецкие отношения ухудшились. В числе основных причин этого он указывает на очевидное снижение европейских устремлений Турции, а значит и необходимости демонстрации ею дружелюбия и толерантности.
«Политика обнуления проблем с соседями полностью провалилась, при резкой поляризации региональных проблем. Действия Турции сегодня прямо отражают возросшее стремление к региональному доминированию, а это значительно увеличивает значимость Азербайджана во внешнеполитических раскладах Турции. Все это лишь усиливает предвзятость Турции в вопросах карабахского конфликта, и совсем не способствует покаянию за события многолетней давности», — сказал он.
Экс-президент подчеркнул, что нельзя просто предать истории произошедшее 100 лет назад, не только по моральным соображениям, но и потому, что вопрос безопасности Армении и НКР продолжает оставаться актуальным и сейчас.
«Тема признания Геноцида должна сегодня рассматриваться в общем и едином контексте нашей безопасности. Очевидно, что мир стал более опасным, локальных войн и конфликтов с тяжелейшими гуманитарными последствиями стало гораздо больше, и они совсем рядом. Да и конфигурация и интересы действующих глобальных и региональных игроков мало изменились», — сказал Кочарян.
Геноцид армян 1915 года является первым геноцидом ХХ века. Турция традиционно отвергает обвинения в массовом истреблении около полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада во вопросу армянского геноцида.
Факт Геноцида армян признан многими странами, в частности, Уругваем, Россией, Францией, Литвой, нижней палатой парламента Италии, большинством штатов США. Парламентами Греции, Кипра, Аргентины, Бельгии, Уэльса, Национальным Советом Швейцарии, Палатой общин парламента Канады и сеймом Польши.