За последний год отношения между США и Турцией едва заметно улучшились, считают эксперты, но если в тактическом плане отношения улучшились, то в стратегическом, или в долгосрочном плане они продолжают ухудшаться.
В последнее время между США и Турцией происходили важные консультации по политическим и военно-политическим вопросам, которые касались и проблем Ближнего Востока, и некоторых других проблем (возможно, касающихся Ирана и России, хотя это только предположение).
Турция проявила довольно жесткую позицию в процессе консультаций, что привело к весьма непредсказуемым результатам. США в ответ заявили «не хотите, делайте, что хотите».
В аналитическом сообществе Запада сложились достаточно идентичные оценки политики Турции. У Турции огромные амбиции, но реальных возможностей в несколько раз меньше. Отмечается, что у Турции нет опыта проводить столь сложные политические комбинации, чего требует обстановка на Ближнем Востоке и в других регионах.
Однако, кроме региональной политики, Турция сталкивается с новыми для нее внешнеполитическими реалиями, когда приходится выяснять отношения с главными партнерами – США, НАТО и ведущими европейскими государствами. То есть, самостоятельность внешней политики Турции предполагает гораздо более сложную игру. Вместе с тем, данный опыт может придти со временем, и Турция попытается разработать новые подходы во внешней политике.
У Турции в НАТО есть серьезные союзники — это Великобритания и Германия, хотя в политическом смысле между Германией и Турцией немало противоречий. Великобритания рассматривает Турцию как прифронтового партнера и считает ее роль в соседних регионах очень значительной. Великобритания имеет весьма тесные отношения и проводит консультации с Турцией по военно-политическим вопросам, как в рамках НАТО, так и за рамками НАТО.
Между Великобританией и Турцией сформированы весьма прагматичные отношения, совершенно исключающие такие тезисы, как права человека, демократия и гуманизм. Турция серьезно модернизирует вооруженные силы, постоянно обращается к партнерам по НАТО по вопросам поставок вооружений, ставит перед НАТО вопросы своей и региональной безопасности. Турция неоднократно заявляла в НАТО, что ожидает крупномасштабного вторжения на свою территорию. В настоящее время заключен важный договор между Германией и Турцией о поставках ей танков.
Вместе с тем, Турция решила продемонстрировать свою самостоятельность и заключила договор с Китаем о поставках средств противовоздушной обороны, что привело к радикальным решениям на Западе. Аналогичным образом на Западе относятся к попыткам Турции закупить некоторые виды российского вооружения.
Следует отметить, что период «репетиторства» прошел, и пророссийскую ориентацию Турции как возможную перспективу на Западе уже не рассматривают в режиме предположений. НАТО начинает сомневаться в лояльности Турции из-за ее отношений с Россией. При этом, уже не Турция становится ориентированной на Россию, а Россия все более ориентируется на Турцию. Так называемый «русский мир» синтетически абсорбируется турецким миром, причем, Запад уже это не радует, как в прошлые десятилетия, а напротив – беспокоит.
Задача номер один, то есть, доминирование Турции в Черном море, уже решена, и остается решить региональные задачи – выдавить влияние России в южных регионах. Россия в большей мере готова уступить эти регионы Турции, чем Западу. Поэтому, при серьезных разработках, Западу предстоит обдумать более глубоко, каким образом вовлечь данные регионы в сферу своего влияния, устранив Россию и не допустив доминирование здесь Турции. Готов ли на это Запад? Если нет, то тщетна его политика и цели.
Можно сделать некоторые выводы по вопросу о возможном выходе Турции из НАТО. Выход Турции из НАТО не выгоден ни одному из ее партнеров в альянсе. США с Турцией находятся в стабильных отношениях, хотя и достаточно противоречивых. Отношения Турции с другими членами НАТО, в том числе, с ведущими членами альянса, во многом определяются американо-турецкими отношениями.
Членам НАТО весьма выгодно нахождение Турции в альянсе. Во-первых, этим самым решаются многие вопросы на Ближнем Востоке и в Азии, так как Турция занимает важное геостратегическое положение и обладает многочисленными вооруженными силами, а также на ее территории находятся важные военные базы и военная инфраструктура.
Во-вторых, нахождение Турции в НАТО позволяет осуществлять контроль над ней, удерживать ее в определенных политических рамках.
Следует принять во внимание, что США недостаточно много времени и политических ресурсов уделяют Турции. США, видимо, считают, что внешнеполитические условия Турции не позволяют ей достичь необходимой степени свободы в ее действиях, проводить вполне независимую политику.
США убедились, что «новая» внешняя политика Турции провалена на нескольких направлениях, причем, без значительных усилиях США. Внешнеполитическая доктрина Турции просто несостоятельна в современных региональных условиях.
В администрации Б.Обамы нет людей, которые занимались бы Турцией достаточно профессионально и заинтересованно, как это происходило в администрации Дж.Буша. Этим было позволено Турции «заниматься тем, чем она хочет», но уже без надежд на поддержку США.
Исходя из сказанного, можно предположить, что под «стабильными отношениями между США и Турцией» понимаются только формальные отношения, включая отношения в формате НАТО. В действительности, отношения между США и Турция продолжают ухудшаться, если иметь в виду стратегический, долгосрочный формат.
Игорь Мурадян
Источник: «Лрагир.ам»