Приводим редакционную статью, опубликованную в «Los Angeles Times», с некоторыми сокращениями:
Папа Франциск в воскресенье сделал смелый шаг, проведя мессу в базилике Святого Петра по поводу сотой годовщины резни 1,5 миллионов армян и назвав эти убийства по имени – геноцидом. Из-за этого турецкое правительство вызвало посла Ватикана в Анкаре для ноты, а также отозвало своего посла в Ватикане для «консультаций». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что «заявление Папы, которое не имеет никакого отношения ни к историческим фактам, ни к правовым основам, просто недопустимо».
Это верно: целое столетие после массовых убийств в Османской империи турецкое правительство продолжает отвергать документально подтвержденную историческую реальность, что Турция была ответственна за первый геноцид, после которого прошло столетие абсурдного этнического, религиозного и политического насилия – от Холокоста до камбоджийских полей убийств и геноцида в Руанде.
Лицемерная точка зрения Турции прибавляет к первоначальному преступлению оскорбление из-за отрицания. А правительство США является соучастником в сопротивлении Турции, прежде всего, по причине реальной политики, которая призывает к уважению по отношению к стратегическому союзнику во все более нестабильном мире. Вот почему американские президенты неоднократно отказывались называть эти события геноцидом.
Хотя Барак Обама, когда был кандидатом, пообещал «признать Геноцид армян», если станет президентом, до сих пор он (как и его предшественники) избегал использовать это, по-видимому, слишком прямое слово в ежегодном заявлении, осуждающем «Мец егерн», как его называют на армянском языке.
Но как можно помнить, если не признаешь фактов? Обама сказал, что «полное, открытое и справедливое признание фактов – в наших общих интересах». Тем не менее, он продолжил участвовать в «дипломатическом танце» из-за направленной не в ту сторону верности к союзнику.
Это правда, что отношения между США и Турцией очень важны и что стоит их подпитывать и защищать, но не за счет отрицания истории. Президент должен последовать примеру Папы Франциска и включить слово «геноцид» в свое ежегодное послание по случаю столетия резни. Крепкая дружба требует именно такой честности.