Домой Арцах Цветастый ковер и пройденный путь: от Мингечаура до Мартакерта

Цветастый ковер и пройденный путь: от Мингечаура до Мартакерта

257
0

Цветастый ковер и пройденный путь: от Мингечаура до МартакертаМартакерт, дом номер 52. Именно по этому адресу в настоящее время проживает семья Амперины Хачатрян, которая вынуждена была бежать дважды: сначала в 1988 году из Мингечаура – в Мартакерт, затем из Мартакерта – в Степанакерт.

Ее семья жила и работала в Мингечауре, там же родились все трое детей. Однако, с началом Карабахского движения они вынуждены были покинуть Мингечаур. Решение об отъезде принял муж.

Цветастый ковер прожил вместе с хозяйкой Ампериной целую жизнь, разделил с ней судьбу, пока не доехал до подвала дома Амперии в Мартакерте, неся на себе следы многих лет.

Цветастый ковер и пройденный путь: от Мингечаура до МартакертаКовер связала мать Амперины: кажоде уро и вечер она вязала его в надежде, что даже связанные два ряда – уже большое дело.

«Я говорила ей: мама, я выйду замуж в городе, зачем мне ковер. А она отвечала: возьмешь с собой, дети будут на нем играть».

В Мингечауре муж работал на стекольном заводе, она – медсестрой, а затем и заведующей медпунктом.

В не знающем национальных различий Мингечауре в дружбе жили и армяне, и русские, и азербайджанцы, пока не началось Карабахское движение.

«Как только появились вести о движении, наш директор созвал совещание и наказал, чтобы мы продолжали также дружно жить. Беспокоились и наши соседи, говорили: оставьте на дверях номер квартиры, а фамилию на «ян» снимите», — рассказывает Амперина.

Из школы номер 14 Мингечаура они перевезли детей в село Мец Шен Мартакертского района, в родное село Александра. Супруги решили продолжить работать в Мингечауре.

Вернулись, но обнаружили совершенно другой Мингечаур. «Муж пошел на работу, где на доске почета висели фотографии лучших работников и увидел, что все фотографии армян сорваны с доски и порваны в клочья. Пришел домой и сказал: уезжаем, отныне нам здесь не жить», — вспоминает Амперина, которая сегодня уже живет там, «где им жить».

Цветастый ковер и пройденный путь: от Мингечаура до МартакертаКрест, который не спас….

Казалось, для армянских беженцев Мартакерт станет последним пристанищем, однако во время Карабахской войны они вынуждены были бежать, став беженцами во второй раз.

В войне приняли участие старший сын – Карен и муж Амперины – Александр, которым не посчастливилось увидеть мирную жизнь после бедствий.
Без сына и мужа Хачатрянам пришлось бежать в Степанакерт, сменив место депортации на новое место.
«Не помню, куда они (речь идет о сыне – пер. ) ездили с курсом. Помню, приехал с «Библией» и крестом в руках. Каждый раз, когда я просила его быть осторожным, он снимал крест, целовал его и успокаивал меня «мама, будь спокойна, мой крест спасет меня».

«Как же мне теперь верить?», — спрашивает сквозь слезы мать.
Голова сына была обвязана, когда привезли его гроб.

«Я тайком сняла повязку, кудрявых волос моего сына не было, не было и ушей. Они попали в окружение».
По словам Амперины, она очень тяжело переживала потерю сына. Однажды, когда при получении каких-то документов ее спросили, сколько у нее детей, она не смогла ответить.

Не выдержав боли потери, от нервозности и полученных несколько раз ранений скоропостижно скончался муж Амперины.

У него была привычка: ежедневно перед сном напоминал жене, что утром она должна проснуться пораньше.

По словам жены, в этот вечер он ничего не сказал. Уставший после очередной волокиты с документами по поводу инвалидности, разочарованный, он лег спать.
«

Я проснулась ранним утром. Воду нам давали рано, я набрала ее, а он все не просыпался. Я посмотрела, он лежал в том же положении, что и вечером. Позвала, а его уже нет…» — рассказывает о безвременной кончине мужа Амперина, вспоминая, что каждый раз муж становился на колени перед портретом Карена и что-то нашептывал.

Цветастый ковер и пройденный путь: от Мингечаура до МартакертаПосаженное Кареном дерево выхаживает младший Карен

Разделивший судьбу хозяйки ковер теперь находится в подвале дома Амперины, где они собираются летом всей семьей, чтобы укрыться от жгучего мартакертского солнца. Зимой подвал занимает урожай фруктов, собранных из собственного сада.
Большую часть сада Хачатрянов составляют деревья, посаженные сыном и мужем. В годы войны старший сын Амперины – Карен и ее муж посадили во дворе дома саженцы деревьев, в это трудное время находили воду, поливали их, пока в течение 2 лет саженцы привились и выросли в деревья.
«Они пешком шли сюда из Сарсанга, поливали саженцы. Когда мы вернулись, это уже были рослые деревья». Эти деревья – память о погибших сыне и муже, и именно эти деревья и построенный руками мужа дом привязали семью Хачатрянов к Мартакерту.

Сегодня за садом ухаживает мать вместе с 3 детьми младшего сына. Названный в честь дяди старший сын – Карен, ухаживает вместе с бабушкой за посаженными им деревьями.

Мать сожалеет, что сыну не удалось попробовать плодов своих деревьев.
Совет, которого она придерживается и советует другим следовать ему

После двойной потери у нее не было желания есть и говорить: «По нескольку дней я не могла есть, не хотелось идти на работу, все напоминало о Карене. Однажды мне стало совсем плохо, я облокотилась на стенку, не зная о том, что за мной наблюдает наша санитарка Жасмен Ишхановна (она также понесла много потерь в войне). Она подошла, спросила, все ли у меня в порядке и сказала: «Посмотри на то, как я переношу боль, и следуй моему примеру».
По сей день Амперина следует примеру своей подруги по несчастью, убивает в себе боль, утирает слезы и воспитывает внуков, которые, по ее словам, придают ей силы для жизни.

«Дай Бог, чтоб мой сын был последним….»

И сегодня вести о потерях на границе причиняют боль матери, потерявшей сына: «Говорят, у них столько-то потерь, у нас потери… А я говорю: какая разница, ведь их тоже мать родила. Когда погиб мой сын, я просила Бога, чтобы он был последней жертвой….»

Мариам Саркисян

Материал подготовлен при содействии International Alert в рамках проекта EPNK, финансируемого Европейским Союзом. Содержание является ответственностью журналистов и не обязательно отражает точку зрения организации International Alert, ЕPNK и наших спонсоров.

karabakh-open.info