Домой Аналитика и Геополитика Комиссар по правам человека Совета Европы задобрил турок

Комиссар по правам человека Совета Европы задобрил турок

190
0

Комиссар по правам человека Совета Европы задобрил турокИстория продолжает разделять армянский и турецкий официоз, но многочисленные инициативы в гражданском обществе, культурных научных кругах направлены на возрождение связи между двумя обществами. Об этом написал комиссар Совета Европы по правам человека Нильс Муйжниекс в статье Восстановление армяно-турецких связей и права человека, опубликованной на сайте Совета Европы. В статье Муйжниекс употребляет все возможные определения событий 1915-1923 гг, кроме слова геноцид – хотя и не отрицает этих событий. Далее еврокомиссар высказывает весьма конструктивные мысли о необходимости народной дипломатии, на которую сможет после опереться дипломатия политическая. Среди этих безусловных и неоспоримых истин, в конце появляется вывод, что целью всей этой работы должно стать взаимное признание страданий другой стороны и их включение в коллективную память. Для сравнения, ни одному, даже самому предвзятому специалисту по правам человека не приходит в голову пропагандировать боль немецкого народа от восстания евреев в Варшавском гетто.

Ниже – перевод статьи с незначительными сокращениями.

24 апреля – дата начала 100-летия массовых убийств, выселения и разграбления армян в Османской империи, что привело к почти полному уничтожению армян в Анатолии. Тяжелое наследие истории легло глубоким разломом между двумя обществами и оформилось в вопросе характеристики этих событий как Геноцида. Тем не менее, очень приятно видеть, как многие люди пытаются преодолеть это болезненное прошлое и пропагандировать взаимопонимание, примирение и реконструировать общую историю.

Лед тронулся

Обсуждение в Турции о «Событиях 1915 года» как их иногда эвфемистически называли, долгое время оставалось табу или даже преследовалось уголовно как оскорбление «турецкости». В последние годы подобные преследования стали реже, создалась определенная свобода для осуждений. Наряду с этим, встречи турок и армян стали проходить чаще, а в самой Турции началась политическая и культурная эволюция.

Хотя сухопутная граница между Арменией и Турцией остается закрытой, других препятствий для посещения соседа нет. С результате, если в 2000 г в Турции побывало менее 5,5 тыс граждан Армении, то в 2013 г – более 73 тыс. В 2011 г турецкие власти даже выдали специальное разрешение детям мигрантов армянского происхождения на обучение в армянских школах в Турции. Многие армяне ищут в Турции работу, обычно неформальную, а многие другие — и из Армении, и из Диаспоры — приезжают посмотреть историческую родину.

В Турции оживились и обсуждения о прошлом. Важной вехой стала научная конференция в Стамбуле в 2005 г. В последующие годы вышло несчетное число работ об армянском наследии в Турции. Поворотной точкой в общественной мысли Турции стало трагическое убийство турецкого журналиста армянского происхождения Гранта Динка в 2007 г, которое привело к дальнейшим призывам переоценить прошлое, а в обсуждениях зазвучали человеческие интонации. Так, в 2008 г интеллектуалы Турции собрали тысячи подписей с извинениями перед армянами за «Великую катастрофу».

Нынешние инициативы в гражданском обществе

В последние годы было реализовано огромное число таких инициатив. Народная дипломатия далеко опередила официальные отношения, остающиеся в тупике. С 2009 г, Фонд Гранта Динка в Турции проводит обмен журналистами для лучшего понимания двух стран. С армянской стороны, в центре первых репортажей оказывались «достойные турки», спасавшие армян.

В начале 2014 г консорциум и 8 НПО в Турции и Армении начал программу «Поддержка процессу нормализации Армения-Турция» при поддержке Евросоюза. Программа включает взаимные визиты журналистов, деятелей искусства, экологических активистов, летние школы для учителей, проекты сбора устных рассказов, выставки, поддержку турецко-армянскому молодежному оркестру, контакты ученых. Частный сектор пытается завязать деловые связи, которые сейчас реализуются кружным путем, через Грузию или Иран, либо поддержать двустороннее экономическое партнерство.

Они уже помогли эволюции в турецком обществе. Если раньше страдания большинства противопоставлялись страданию армян, то теперь идет стремление признать страдания другой стороны и его включению в коллективную память. Власти двух стран должны поддерживать подобные инициативы, цель которых – поиск истины и поддержка контактов и понимания.

Со времени трагедии прошло 100 лет, и никого из преступников нет в живых, к ответу их не призвать. Одним из признаков прогресса в современной Турции может стать эволюция официальной позиции. Причем речь идет не только об официальных заявлениях турецких лидеров, но и, например, о школьных учебниках, государственных музеях и других элементах культурной политики. Осуждают ли преступников, признают ли преступления? Или преступления замалчивают, оправдывают, а то и прославляют?

Еще один аспект – вопросы жертв и их наследников. Из тех, кто сам пережил Геноцид, 100 лет спустя остались единицы. Но пострадали и многие их наследники. Здесь одним из путей может стать признание трагедии путем памятных дат, мемориалов, церемоний. Уже были случаи возвращения имущества армянам в Турции, а часть армянского культурного наследия (из тысяч памятников – единицы — прим. ред) были восстановлены – такие, как церковь Св. Киракос в Диарбекире и церковь Сурб-Хач на Ахтамаре (служба там разрешена лишь раз в году – прим. ред). А недавно городской совет Вана восстановил армянские (и курдские) географические названия. Но здесь еще многое предстоит сделать.

NEWS.am