Домой Аналитика и Геополитика Время признания. К 100-летию Геноцида армян: : украинская газета «Зеркало Недели»

Время признания. К 100-летию Геноцида армян: : украинская газета «Зеркало Недели»

244
0

Время признания. К 100-летию Геноцида армян: : украинская газета «Зеркало Недели»В мире нет малых народов. Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой является умственное развитие и моральный уровень”.

Виктора Гюго

Украинская газета «Зеркало Недели» поместила в эпиграфе к редакционной статье под заголовком «Время признания. К 100-летию Геноцида армян». Представляем статью без сокращений из сайта издания:

«12 апреля этого года во время литургии в Соборе Св. Петра в Риме в память 100-летия с начала массового истребления армян в Османской империи в ходе Первой мировой войны Папа Римский Франциск назвал его “первым геноцидом XX века”, поставив его в один ряд с преступлениями сталинского и нацистского режимов. Как отметил понтифик, человечество, “не в силах прекратить пролитие безневинной крови”.

Папа Римский также сказал, что род людской не желает учиться на своих ошибках, а террор совершают как непосредственные исполнители, так и те, кто соболезнует и молчит или просто остается безучастным. Именно в апреле исполняется 100 лет со времени одного из самых ужасных событий в современной истории человечества — Геноцида армян 1915 года.

24 апреля мир будет вспоминать эти трагические дни и месяцы и снова предостерегать от их повторения. Вместе со всем цивилизованным человечеством мы скорбим по погибшим в годы Геноцида и склоняемся перед памятью одной из первых жертв преступной власти во время Революции Достоинства — участника Евромайдана, истинного украинца и достойного сына армянского народа Сергея Нигояна.

Анализ истории кровавого ХХ в. позволяет сегодня утверждать, что Геноцид армян 1915 г. открыл печальный перечень трагических событий, когда государство ради воплощения своей расовой, национальной, идеологической или классовой доктрины с невиданной доселе жестокостью, а иногда и с откровенным садизмом, расправлялось с беззащитным мирным населением: массовый террор большевиков в Советской России в годы гражданской войны, Голодомор 1932–1933 гг. в Украине, Холокост евреев в нацистской Германии в годы Второй мировой войны, разгул насилия режима красных кхмеров в Камбодже в 1975–1979 гг., этноцид в Руанде 1994 г., уничтожение и этнические чистки среди мирного населения во время войн на Балканах в конце 1990-х.

К сожалению, в один ряд с этими событиями мы можем поставить и агрессию России против Украины, вследствие которой на конец марта этого года, по данным ООН, погибло уже более 6 тыс. мирного украинского населения, около миллиона стали беженцами, а 5 млн нуждаются в гуманитарной помощи. Очевидно, именно так Кремль и видит реализацию своей идеологической доктрины “русского мира”, парадигма которой “традиционно” предусматривает наличие масс, вождя, культа ненависти и внешнего врага…

Руководитель центра исследований идеологических процессов Института философии Российской академии наук Александр Рубцов, анализируя агрессивную природу и внутреннюю мотивацию путинского режима, метко указал: “Чтобы так и дальше отвлекать население от проблем, понадобятся все новые информационные поводы. Проще говоря — победы и завоевания. Эта “мягкая сила” питается живой кровью — или исчерпывается”.

Геноцид

В конце ХІХ в. в Османской империи установился режим султана Абдул-Хамида ІІ, который опирался во внешней политике на идеологию панисламизма, среди прочего предусматривавшую объединение под властью турецкого султана — “халифа всех правоверных” — всех мусульман от северо-западных провинций Китая, Средней Азии, Поволжья, Крыма и Северных земель Индии до территории северных и восточных земель Африки и Магриба включительно. То есть более 400 млн мусульман на то время.

Во внутренней политике султан исповедовал жесткую реакцию и непринятие каких-либо реформ. При этом именно тогда в турецкой господствующей верхушке начали также приобретать популярность идеи оттоманизма — идеологии сохранения целостности империи “отуречиванием” всех нетурецких народов — славян, армян, греков, арабов, курдов. Вместе с тем характерным для турецкой верхушки было и провоцирование разного рода выступлений против нетурецких национальных меньшинств, в частности исповедовавших христианство армян, занимавшихся ремесленничеством и торговлей. Так, после Российско-турецкой войны 1877–1878 гг. в Анатолии не без попустительства тамошней власти возникли столкновения между турецкими переселенцами, покинувшими Болгарию, и местным армянским населением.

Столкновения переросли в ужасную резню всех анатолийских армян и погромы, продолжавшиеся в 1894–1896 гг. Все это, а также значительное ухудшение экономической ситуации в империи в целом, вызвало возникновение движений среди военных, выступавших за изменения в стране. В частности, в 1906 г. на юге Балкан была создана тайная организация “Османское общество”. Спустя некоторое время в Дамаске — организация “За родину и свободу”, состоявшая из офицеров, лидером которых стал Мустафа Кемаль — будущий основатель Турецкой Республики. Этих офицеров и их сторонников впоследствии начали называть “младотурками”, что должно было символизировать их стремление обновить государство и общество.

28 июня 1908 г. младотурецкая организация городка Ресна на Балканах приняла решение начать восстание против султана, которое завершилось победой и восстановлением султаном действия Конституции 1876 г. Наглядным свидетельством политической, экономической и технической отсталости Османской империи стали поражения в Итальяно-турецкой войне 1911–1912 гг. и І Балканской войне 1912 г. И хотя во время ІІ Балканской войны 1913 г. туркам удалось несколько улучшить свое положение, даже отвоевать некоторые территории, ситуация в государстве оставалась довольно сложной. Во внешней политике младотурки были за расширение сотрудничества с кайзеровской Германией, чтобы тем самым ослабить зависимость от Британии и Франции.

Во внутренней — младотурки исповедовали концепцию пантюркизма, который перекликался с панисламизмом, и целью которого было объединить и консолидировать все тюркские народы и, при тогдашних условиях, — вместо равноправия — ассимилировать нетурецкие народы империи. Неудивительно, что такая политика вызвала напряженность в отношениях турок с арабами, курдами, армянами, греками и албанцами. Воспользовавшись Первой мировой войной, младотурки решили улучшить международное положение страны, присоединившись к одной из сторон. И 11 октября 1914 г. подписали с Германией договор, согласно которому правительство обязывалось начать войну сразу после получения финансовой помощи в размере 250 млн франков золотом.

Первая часть этой суммы поступила 29 октября, а 1 ноября правительство младотурков объявило войну России. До сих пор мы не знаем, догадывались ли они, что победа Германии “обеспечит” им в лучшем случае унизительно-вассальное положение, а в худшем — статус полуколонии, наподобие тогдашнего британского Египта. Поражения на фронтах и катастрофическое положение в экономике вызвали недовольство населения, и этот народный гнев младотурки использовали против нетурецкого населения:

“Сначала турки стали уничтожать армянских солдат. Батальоны, созданные раньше исключительно из армянских солдат, турки расстреливали. Потом начались аресты армянских деятелей, представителей литературы, искусства и т.п. Под видом депортации из прифронтовых районов армянских женщин, детей, стариков по пути расстреливали, а имущество конфисковывали. Армян топили в реках, организовывали их массовую резню. Более 1,5 млн армян выслали в полупустынные районы Аравии, более 1 млн погибли насильственной смертью, от голода, болезней. Только незначительная часть спаслась бегством в другие страны… Одновременно проводилась депортация арабского населения, прежде всего сирийцев-христиан, а затем и мусульман… После присоединения Греции к странам Антанты закон о “депортации” применялся и к греческому населению. Чтобы оправдать свои действия, официальная пропаганда младотурков распространяла ложные сведения, будто в греческих церквях и школах Анатолии агенты Антанты прячут оружие и боеприпасы” (“Новая история стран Азии и Африки”, Львов, 1986 г.).

Фанатизм был присущ не только простым туркам — “участникам” резни, но и руководству государства. Так посол США в Османской империи в 1913–1916 гг. Генри Моргентау в своих известных мемуарах вспоминает, как один из лидеров младотурков грозился подорвать Святую Софию в случае захвата Константинополя войсками Антанты, а также случай, когда в 1915 г. за три дня турки расстреляли 24 тыс. мужчин-армян, и дальше объясняет почему:

“По всей Турции планомерно ликвидировали здоровых армянских мужчин не только для того, чтобы уничтожить население, способное восстановить новое поколение, но и для того, чтобы сделать армян беззащитными”. Приводя в воспоминаниях некоторые из многочисленных примеров массовых убийств, пыток, издевательств, изнасилований и ограблений, посол США пишет: “Я рассказал лишь не самые ужасные подробности, поскольку полное описание этих оргий садистов, жертвами которых были армянские мужчины и женщины, ни в коем случае не может быть опубликовано ни в одном американском издательстве”.

Британский путешественник и писатель Филип Марсден, автор чрезвычайно познавательной книги “Перекресток: путешествие среди армян”, приводит воспоминания американского консула в Харпуте (городе на территории современной Турции) Лесли Девиса, одного из немногих иностранцев — свидетелей реальных событий, которому удалось зафиксировать ужасную историю одной из колонн депортированных 18 тыс. женщин и детей, из которых до города Алеппо в Сирии добрались лишь 150. Как отмечает сегодня армянская сторона, “накануне Первой мировой войны в Османской империи проживало более 2 млн армян. Около 1,5 млн были убиты в 1915–1923 годах. Остальные полмиллиона армян нашли прибежище в разных странах или были насильственно обращены в ислам”. Также подчеркивается, что во время геноцида нарочно разрушались армянские церкви и монастыри, уничтожались старинные рукописи и манускрипты.

Известный французский философ и интеллектуал Жан-Поль Сартр в 1968 г. отмечал: “Само явление [геноцид] старо, как человечество, и никогда не было такого общества, структура которого защитила бы его от этого преступления. Любой геноцид — это продукт истории, и он несет в себе черты того общества, в котором возникает”.

Необходимость определения

В ошибочности политики предыдущей верхушки Украины, которая отказывалась признать Геноцид армян, мотивируя это якобы возможным ухудшением отношений с Турцией, мы убеждаемся сегодня, особенно на фоне отсутствия реально действующих украинско-турецкого проектов, игнорирования Турцией наших интересов, сближения Анкары с Москвой. Жаль, что история сегодня не востребована среди власть имущих.

Ведь нынешним политикам в Анкаре (и не только) должно быть известно, что рано или поздно заигрывания с Россией, как правило, заканчиваются плохо. И наоборот — жесткость всегда приносит результат. Очевидно, за нынешнюю политическую близорукость Турции еще придется расплачиваться в будущем. Но мы должны действовать на других принципах.

Одним из первых шагов на пути обновления внешней политики Украины должно стать присоединение нашего государства к тем странам, которые уже признали Геноцид армян (Франции, Германии, Бельгии, Нидерландам, Швейцарии, Швеции, Греции, Словакии, Польше, Литве, Кипру, Ливану, Канаде, большинству штатов США, Аргентине, Уругваю, Венесуэле, Чили, Боливии, Ватикану, РФ, Всемирному совету церквей, Европейскому парламенту, Палате представителей США, Парламентской ассамблее МЕРКОСУР).

А в соответствующем заявлении официального Киева (возможно, в виде постановления Верховной Рады Украины) было бы целесообразно выразить сочувствие всем жертвам массовых репрессий в Османской империи в те времена.

P.S. Украинское общество знает о нынешней позиции официального Еревана в отношении территориальной целостности Украины, понимает его мотивацию и силу соответствующего давления со стороны Кремля, однако, несмотря на все, уверено в симпатиях армянского народа к нашей борьбе против агрессии России.