Приводим статью профессора гуманитарных наук в Университете Колгейт Питера Балакяна, опубликованную в британской «The Guardian», со значительными сокращениями:
Ровно 100 лет назад, 24 апреля 1915 года, турецкое правительство арестовало 250 представителей армянской интеллигенции и лидеров в Константинополе, начав Геноцид армян. С конца весны 1915 года были совершены массовые убийства по всей Турции.
Консул США в Алеппо Джесси Джексон назвал это «гигантской схемой разграбления, а также окончательным ударом с целью уничтожить армянскую расу». К 1918 году от половины до двух третей двухмиллионного армянского населения, проживавшего на своей исторической родине в Османской империи, было уничтожено. Ученый, юрист Рафаэль Лемкин, который создал концепцию геноцида как международного преступления и в 1940-ых годах первым использовал термин «Геноцид армян», считал, что число погибших достигло 1,2 миллиона человек.
Как отметил турецкий историк Танер Акчам, после войны отрицание уничтожения стало одним из краеугольных мифов современной Турецкой Республики. Стало считаться, что произошедшее с армянами случилось по их вине, и тема стала табу.
Продолжение отрицания также связано со страхом репараций. Какая правовая защита будет в связи с потерянным армянским имуществом или 2500 армянскими церквями и монастырями, а также почти с 2000 разрушенных школ? Турция поставила национальную гордость выше исторической правды и любых этических вопросов. В 1997 году Международная ассоциация исследователей геноцида единогласно приняла резолюцию о том, что произошедшее с армянами соответствует определению ООН о геноциде.
Есть несколько ученых, которым Турция содействует, чтобы поддерживать фальсификацию истории. О них ученый, специалист по Холокосту Дебора Липштадт сказала: «Отрицание геноцида, будь то со стороны турок в отношении армян или со стороны нацистов в отношении евреев, не является актом новой исторической интерпретации… Отрицатели сеют смятение, делая вид, что занимаются подлинной научной работой. Отрицатели стремятся убедить третьи стороны в том, что есть «другая сторона этой истории», тогда как ее нет. Цель отрицания геноцида – изменить историю, чтобы демонизировать жертвы и реабилитировать преступников».
Однако турецкое отрицание проявляется во многих формах. В этом году одна из его тактик, нацеленных на подрыв памяти о Геноциде, включает проведение церемонии по поводу столетия битвы при Галлиполи не 25 апреля, как обычно, а 24 апреля – в день, когда армяне во всем мире вспоминают Геноцид. Этот возмутительный акт усугубляется присутствием принца Чарльза и принца Гарри на этом политически мотивированном мероприятии.
Вот почему так важно то, что на прошлой неделе Папа Франциск подтвердил, что резня армян была «первым геноцидом 20-го века». Он показал, что турецкое государство не сможет запугать его. В сотую годовщину Геноцида Турция поддержала бы свою национальную честь, если бы прислушалась к нему. Не может быть никакого примирения, пока не будет правды.