«Кто сейчас помнит об истреблении армян?». К сожалению, в течение XX века цинизм главы нацистов подтверждался историей. Геноцид армян был слишком долго забыт и отрицаем, пишет газета «Le Figaro», замечая, что вместе с президентом Франции Франсуа Олландом 24 апреля в Ереване будут два известных французских деятеля армянского происхождения – шансонье Шарль Азнавур и кинорежиссер Робер Гедигян:
Геноцид не обошел стороной режиссера Робера Гедигяна. И геноциды, захлестнувшие Европу в XX веке – тоже: мать его немка, отец – армянин. «Рождение в такой семье открыло мне образ абсолютного гуманизма», — говорит он. В отрицании Геноцида Гедигян видит причины в истории и идеологии: «Турция всегда была националистическим государством. С идеей, что в Турции абсолютно все – турки. Что, очевидно, ошибочно».
Благодаря чему Геноцид армян признан большинством общественного мнения в мире? Здесь режиссер высоко ценит борьбу курдов. «Курды очень помогли армянскому вопросу, сопротивляясь долгие годы». Робер Гедигян абсолютно уверен: борьба за безоговорочное признание Геноцида армян – часть более широкой борьбы против отрицания истории. «Армяне были правы, превратив свой частный случай в принцип».
Шарль Азнавур не хочет озвучивать обвинения в адрес турецкого народа: «Говоря о себе, я держусь какой-то умеренности. «Вот я, ребенок, потерявший всю семью из-за вас». Этого я не хочу». В 90 лет последний классик французского шансона выглядит образцово. Объясняет он это так: «Я хочу, чтобы они увидели, как я живу, и решили вести себя так же». Как и Гедигян, Азнавур верит в гуманизм будущих поколений. «Это нужно изменить, и это изменится, потому что однажды молодежь восстанет, не желая больше иметь отметины крови на лбу».