Приводим статью писательницы Даны Уолрат, опубликованную в американском журнале «Foreign Policy», со значительными сокращениями:
Американские армяне солидарны и привержены американскому идеалу, что мир и справедливость переплетены, что они устанавливаются благодаря смелым переходам. 24 апреля 2015 года армяне по всему миру отмечали иного рода переход – столетие с момента геноцида, в котором турки-османы систематически убили 1,5 миллионов армян. Когда совершался этот геноцид, международное сообщество выражало свое возмущение.
Ученые признают, что геноцид происходит в несколько этапов. Уничтожение – только один из них. Последний этап – отрицание. Геноцид не заканчивается, пока не заканчивается отрицание. В этом году армяне не только вспоминают геноцид, который имел место 100 лет назад; они просят прекратить отрицание, который сохраняет этот геноцид живым.
Настойчивость отрицания со стороны яркой культуры, такой как турецкая, говорит о разрушительной, принуждающей силе стыда. Но не будем забывать, что существует также здоровый стыд. Честное размышление о прошлом может снова свести вместе людей, которые когда-то были дружественными соседями.
Можете ли вы себе представить, если бы мы в Соединенных Штатах не признали нашу историю рабства? Можете ли вы себе представить, чтобы книги наших детей по истории игнорировали присутствие американских индейцев в Северной Америке до прихода европейцев? Хотя исторические нарушения прав человека в нашей стране далеки от исцеления, по крайней мере, наши книги по истории в значительной мере признают их. Американцы знают о целительной силе оправданного стыда в том, чтобы восстанавливать эффективные связи между культурами, чтобы вновь открывать закрытые границы. Отрицание Геноцида армян, из-за которого упускаются такие возможности, поднимает моральный вопрос, который всплывает вновь и вновь в связи с разными темами – от репараций за рабство в Соединенных Штатах до зверств ИГИЛ в Сирии и Ираке: уместно ли когда-либо ставить острые политические потребности или финансовые интересы выше исторической точности?
В глубине души мы, американцы, нация иммигрантов. Мы знаем о силе смелых переходов. Мы знаем, что история больше, чем прошлое, что наша взаимозависимость с другими странами должна быть основана на большем, чем просто на краткосрочных стратегических интересах. Признание Геноцида гораздо больше, чем вежливость к американским армянам. Это приведет нашу внешнюю политику в соответствие со справедливостью и положит конец впечатлению, что путем запугивания от нас могут добиться принятия политически выгодной версии истории. Для Америки переход к миру всегда означал стремление к справедливости. Пришло время для правительства Соединенных Штатов однозначно признать Геноцид армян.