График визита Сержа Саргсяна в Америку сам по себе не подразумевал особо впечатляющих встреч, но одна из них действительно стала довольно интересной. Саргсян в американском Сенате в числе встреч с тремя сенаторами, встретился также и с бывшим кандидатом в президенты США, республиканцем Джоном Маккейном. Присутствие Маккейна среди трех сенаторов интересно по той причине, что этот деятель в политическом истеблишменте является самым радикально настроенным в отношении России деятелем, и периодически выступает с призывами о ведении жесткой американской политики в отношении имперских амбиций Москвы.
Вот с этой точки зрения, примечательно то, что Серж Саргсян в ходе этого визита встретился с подобным деятелем, что, естественно, может быть ревностно принято в России, куда, кстати, после американского визита должен поехать Серж Саргсян для участия в заседании совета ЕАЭС и в праздничном параде 9-го мая.
Кроме этого, встречи Саргсяна в Сенате интересны в другом, по сути, более широком контексте, чем фактор одного сенатора. Серж Саргсян, фактически, встретился с представителями большинства Республиканской партии. В Сенате США большинство принадлежит Республиканцам, в отличие от администрации, где распоряжаются Демократы во главе с президентом Бараком Обамой.
По сути, получается, что в ходе американского визита у Сержа Саргсяна, по крайней мере, на уровне публичных встреч было более представительское политическое общение с Республиканскими кругами. Эта реальность особенно интересна в обстоятельствах начавшейся президентской кампании в США. В США эта кампания длится довольно долго, более 1 года, но Демократы и Республиканцы постепенно начинают марафон. Демократическая партия уже даже представила своего первого кандидата, который также является и фаворитом – Хиллари Клинтон. В случае республиканцев пока ничего не ясно, хотя, вероятно, одним их претендентов будет, наверно, в настоящее время самый харизматичный и имеющий большие возможности Джэб Буш – отец и брат которого уже были президентами США. Не исключено также, что официальный Ереван в настоящее время пытается устанавливать контакты с республиканскими кругами, что может быть обусловлено не только их большинством в Сенате, в конце концов, в ряде американских решений ключевую роль играет именно Сенат, но и их возможностями в президентской кампании. С этой точки зрения, мы не можем исключить того, что Армения пытается применить определенно новый подход, и с этой точки зрения, также отправляет сигналы армянской общине США, что к процессу президентских выборов в США следует подходить в наиболее широком контексте, а также выйти из исходной точки ожидания позиций только в вопросе Геноцида, когда ожидания от кандидатов сводятся всего лишь к одному слову.
Во всяком случае, пересмотр существующего для Армении подхода является императивом, что, естественно, в качестве первого шага подразумевает широкое общение с обеими ключевыми политическими силами США. Другой вопрос, какие возможности работы здесь есть для Армении, учитывая отсутствие политической самостоятельности. С другой стороны, однако, ситуацию спасает то, что в США есть достаточно жизнеспособные армянские организации, которые могут компенсировать «скованность» Армении, если, конечно, между Ереваном и этими организациями есть взаимное доверие.
Этот вопрос действительно сложный. Отсутствие доверия очевидно, это означает, что сигналы Еревана в армянской общине США просто не принимаются и не воспринимаются, а без этого официальный Ереван в плане своих возможностей работы с США находится в крайне ограниченном состоянии, и только та реальность, что после визита в США Серж Саргсян сразу отправится в Евразийское «исправительно-трудовое учреждение», уже говорит о многом, если учесть, что в настоящее время в этом учреждении решается, с кем и как Армения может строить отношения за его колючей проволокой.
Источник: 1in.am