Вице-президент США Джо Байден вместе с находящимся с рабочим визитом в США Сержем Саргсяном 7-го мая в Национальном Кафедральном соборе Вашингтона примет участие в межрелигиозной молитве, посвященной Геноциду армян. Это событие получает довольно важное политическое значение не только на общем фоне процесса 100-летней годовщины Геноцида армян, но и вообще в плане геополитических реалий, региональных событий, а также ситуации внутри Армении.
Байден, фактически, является вторым лицом США, и участие на таком уровне в мероприятии, посвященном памяти Геноцида армян, по сути, свидетельствует о том, что в Армянском вопросе США не умыли руки посланием Обамы 24-го апреля, и здесь в настоящее время мы имеем дело с более длительным процессом, в котором от Соединенных Штатов еще можно ожидать сюрпризы. Во всяком случае, участие Байдена свидетельствует о том, что в этом плане игра не закончена, и, возможно, еще только начинается.
Этот шаг Соединенных Штатов, в то же время, очевидно направлен на развернувшуюся в настоящее время, так сказать, дискуссию между Россией и Турцией вновь на тему Геноцида, в которой Турция требует от России объяснений за использование Путиным слова «геноцид» в своем послании 24-го апреля. Не исключено, что Соединенные Штаты имеют некоторые опасения и сомнения насчет того, что этот спор или напряжение между Россией и Турцией, на самом деле является умело осуществляемой совместной игрой, посредством которой Москва и Анкара пытаются установить контроль над Армянским вопросом, и этим также и над региональными событиями.
С этой точки зрения, вашингтонское мероприятие, по сути, с достаточно высоким уровнем участия Джо Байдена рядом с Сержем Саргсяном, показывает, что США вовсе не намерены оставить Армянский вопрос ни российско-турецкой дружбе, ни российско-турецкому спору. Кроме этого, присутствие Байдена, по сути, свидетельствует также о том, что Соединенные Штаты продолжают держать Армению в рамках своих интересов, и здесь проблема не только экономическая, но и политическая и геополитическая. Иначе Вашингтон удовлетворился бы только торговыми и инвестиционными рамочными соглашениями, которые будут заключены с Ереваном. Между тем, участие Байдена вносит важный политический контекст и является мессиджем по части намерений и интересов США в отношении Армении.
Это, конечно, для Армении важный мессидж, как бы Армения ни вынуждена периодически давать клятвы верности России, с этой точки зрения, Серж Саргсян после визита в США, сразу отправится в Москву, и новая «клятва» – публичная или закулисная, наверно, будет неизбежной.
Естественно, одним из самых ключевых вопросов является то, насколько США способны некоторым образом вывести Армению из-под доминирования России, и достичь определенных изменений во внутренней жизни. То, что США не отказываются от Армении, само по себе дает надежду на то, что в вопросе Армении есть российско-американская конкуренция, которая поможет Армении сохранить какую-то возможность маневра. Но эта ситуация не может продолжаться вечно, если маневр осуществляется бездарно, или не осуществляется вообще.
Речь идет о том, что ситуация не может вечно затягиваться, если нет внутренних шагов, которые станут, так сказать, результатом этой конкуренции. Здесь реальность другая, и на первый план выходит та реальность, что на внутриполитическом поле Армении нет даже тени этой конкуренции, на этом поле очевидным образом существует пророссийский монолит, поскольку выступающие с других позиций политические силы крайне пассивны, лишены инициативности, в то же время, не проявляют способности, или даже намерений к какому-либо сотрудничеству.
С этой точки зрения, для Соединенных Штатов внутри Армении построена стена, а за ней – пустота, если даже удается просверлить на этой стене два-три отверстия. То есть, внешняя конкуренция в вопросе Армении сохраняется, но внутри она распыляется полностью, в результате чего внешняя конкуренция больше ставит государство перед опасностями, чем предоставляет возможности для того, чтобы пожинать плоды этой конкуренции.
Источник: 1in.am