Домой Аналитика и Геополитика Распад Османской империи: процесс продолжается

Распад Османской империи: процесс продолжается

197
0

Распад Османской империи: процесс продолжаетсяОтмечавшаяся недавно столетняя годовщина армянского геноцида напомнила и о других драматических событиях, сопровождавших распад и раздел Османской империи в ходе Первой мировой войны, а также непосредственно до и после нее. Эти события стали подлинной трагедией для многих народов, населявших эту многонациональную империю. К началу войны около половины населения одной только Анатолии (Малой Азии) были христианами — греками, армянами, ассирийцами. В результате войны и политики турецких властей почти все они были убиты либо депортированы. Турки, в свою очередь, были депортированы из Болгарии, Греции, Балканского полуострова и большинства островов восточного Средиземноморья. В целом, этот период, начиная с Балканских войн 1911-1912 годов и завершая провозглашением Турецкой республики Ататюрком в 1923 году, был отмечен едва ли не крупнейшими этническими чистками в современной истории. Будучи в кризисе, Османская империя действовала методом прямого террора, а также натравливала этносы друг на друга. Турки умело использовали национальные противоречия в империи. Так, одну из основных ролей в армянских погромах еще накануне Первой мировой войны сыграли курдские конные отряды «Хамидия» (названные по имени султана Абдул-Хамида 2-го).

Кроме того, серия послевоенных договоров в рамках Версальско-Вашингтонской системы определила во многом искусственные границы новых государств в интересах держав-победительниц, игнорируя исторические, этнические и культурно-языковые факторы. В свое время Ленин назвал Версальский договор (к нему примыкает целый пакет договоров — Сен-Жерменский, Севрский, Лозаннский и т.д.) «неслыханным, грабительским миром», «договором хищников и разбойников». Послевоенный раздел коснулся и земель Османской империи. Прямо или косвенно события того времени заложили корень многих конфликтов сегодняшнего дня. К ним относятся, в частности:

— Палестинская проблема.

— Кипрский конфликт.

— Гражданская война в Ливане.

— Гражданская война в Сирии.

— Распад государства Ирак.

— Курдская проблема.

— Появление ИГИЛ как попытка восстановить единство Леванта на исламистской основе.

— Боснийская война и другие конфликты на Балканах.

— И даже нынешнюю агрессию Саудовской Аравии против Йемена можно связать с разделом османского наследства (оба государства возникли на основе османских вилайетов Йемен и Хиджаз). К этому можно добавить и бесчисленные другие конфликты, затрагивающие алавитов, ассирийцев, друзов, ближневосточных христиан и другие этнорелигиозные группы, входившие в многонациональную Османскую империю.

Севрский мирный договор 1920 года фиксировал полный раздел земель Османской империи. При этом расчленялась и сердцевина Османской империи — Малая Азия. Фактически Севрский договор так и не вступил в силу, поскольку начались освободительные войны Ататюрка. Окончательные границы были установлены на Лозаннской конференции 1923 года, которая юридически оформила распад Османской империи.

Среди многочисленных пунктов этих договоров можно выделить самые важные:

— Современные Ливан и Сирия становились подмандатными территориями Франции.

— Палестина, Иордания и Месопотамия (Ирак) переходили под мандат Великобритании.

— Остаток турецких владений в Европе (кроме примыкающих к Стамбулу вилайетов) передавались Греции.

— Турция теряла Аравийский полуостров, Ливию (еще в 1911 году), острова в Средиземном море.

— Так и не был создан независимый Курдистан (хотя в первоначальных договорах это предполагалось).

— Турция добилась от Антанты отказа от создания «национального очага армян». Армения теряла основную часть исторических земель (внутренняя Армения).

Под формулировкой «обмен населением» произошла крупнейшая депортация этнических греков из Малой Азии. Обмен затронул около двух миллионов человек и в Греции назван «малоазийской катастрофой». Это была вторая депортация таких масштабов после армянского геноцида и переселения 1915 года. Исключения в «обмене» были сделаны для греков Стамбула и турок Кипра. В сохранении турецкой общины на острове — корень до сих пор не разрешенного кипрского конфликта.

В результате, Турции удалось (впервые за ее историю) создать государство, где турки-мусульмане составляли относительное большинство. Единственной крупной нетурецкой общиной оставались курды. Их доля в балансе населения Турции оценивается на сегодняшний день в 20-25% (16-20 миллионов человек). Есть и более высокие оценки, но турецкие власти тщательно скрывают статистику.

Курдский вопрос тесно связан с распадом Османской империи и категорическим нежеланием Турецкой республики и лично Ататюрка признать права этого народа на идентичность или хотя бы культурную автономию. Борьба курдов, то в мирной, то в открыто вооруженной форме продолжается с момента основания Турецкой республики. Курды справедливо считают, что корни нынешней ситуации лежат в империалистических договорах версальского периода и создании новых государственно-административных образований на территории распавшейся Османской империи. Первоначально, согласно Севрскому мирному договору (1920 году) предусматривалось создание независимого Курдистана, но затем, после освободительных войн Ататюрка эта идея больше не упоминалась и по Лозаннскому договору курдские земли были поделены между Турцией и подмандатными территориями Великобритании и Франции — Ираком и Сирией. Лозаннская конференция 1923 года, определила несправедливые с точки зрения курдов границы, разделив курдский народ на несколько частей.

Хотя курды тысячелетиями жили в регионе «большого Курдистана», в том числе в Сирии, официальный Дамаск утверждает, что столь значительное курдское присутствие в этой стране стало результатом репрессивной политики основателя современной Турции Кемаля Ататюрка, который вытеснял курдское население за пределы своей страны — в нынешние районы проживания на севере Сирии. На основании этого факта сирийское руководство вплоть до последнего времени отказывало курдам в предоставлении гражданства. Как бы то ни было, нынешняя гражданская война в Сирии вновь со всей остротой поставила проблему самоопределения сирийских курдов — от региональной автономии до полной независимости.

В связи с гражданской войной в Сирии и экспансией ИГИЛ особенно часто упоминается договор Сайкса-Пико — документ, изменивший карту региона. Не так давно представитель сирийских «Братьев-Мусульман» Зухейр Салем в интервью изданию Kurd Watch высказал то, что он (и представляемое им самое массовое исламистское движение арабского мира) на самом деле думают о Сирии и о ее перспективах. На вопрос, что будет с Сирией в случае поражения Дамаска, он сказал: «Да провалится она в ад! Сирия — временное государство, созданное на основании соглашения колонизаторов Сайкса и Пико! Наша цель — построить всеобщее исламское государство для всех наций — курдов, арабов, черкесов, всех. Мы уничтожим границы, созданные этими проклятыми соглашениями Сайкса-Пико, мы снова все будем жить в одном государстве, как это было на протяжении 1500 лет».

Салем упоминает протокол Сайкса-Пико — секретное соглашение, заключенное в 1916 году между Францией и Великобританией при участии царской России. Подписанный в разгар Первой мировой войны, этот документ фиксировал раздел сфер влияния держав-победительниц на Ближнем Востоке после разгрома Османской империи — союзницы Германии и Австро-Венгрии. С точки зрения арабов, именно соглашения Сайкса-Пико заложили основу так называемых «национальных государств» на Ближнем Востоке, возможность возникновения которых всего сто лет назад могла расцениваться в качестве фантазии или шутки. Но, поскольку история знает примеры, когда искусственно созданные государства оказываются жизнеспособными, так случилось и со многими государствами Ближнего Востока, такими как Саудовская Аравия, Иордания, Ирак, Сирия. Необходимо отметить, что создание новых государств на Ближнем Востоке после Первой мировой войны имело свою логику и создавало систему региональных сдержек и противовесов. Разрушение постосманской системы в результате последних действий США и их союзников погружает Ближний Восток в пучину новой нестабильности. Это подтверждают события в Ираке, Сирии, Ливии и Йемене.

Дмитрий Добров

InoSMI