Президент Грузии Георгий Маргвелашвили на днях заявил, что политические силы страны – последователи европейского пути, должны объединиться. Сигналом для этого объединения он посчитал данные опубликованного несколько дней назад в Грузии соцопроса, согласно которым, 31 процент населения Грузии за членство Грузии в ЕАЭС. Конечно, по данным соцопроса, более 60 процентов выразилось в пользу европейского пути, но президент Маргвелашвили заявил, что согласие 31-го процента с членством в ЕАЭС должно вызвать тревогу, стать сигналом для политических сил, придерживающихся европейского пути.
В Грузии сегодня сложная политическая ситуация, распадается пришедший к власти год назад альянс «Грузинская мечта», который создал миллиардер Бидзина Иванишвили. Иванишвили оставил официальные рычаги, однако он является одним из теневых руководителей правительства, премьер-министр Ираклий Гарибашвили рассматривается как его подчиненный. Между президентом Маргвелашвили и премьер-министром, то есть, Иванишвили существует противоречие. Правительство подвергается перманентным изменениям.
Вот в этих условиях, довольно трудно определиться: действительно ли в Грузии существует опасность того, что считающийся де-факто человеком России (большая часть его состояния в России), и отстранивший Саакашвили от власти олигарх Иванишвили постепенно повернет страну от европейского пути в сторону ЕАЭС, или эту опасность просто преувеличивают те, кто имеют проблемы с Иванишвили, который угрожают их позициям в правящей коалиции, их политическим перспективам.
Итак, несколько месяцев назад ушел министр обороны Ираклий Аласания, и заявил, что его устранили из правительства Грузии, потому что он был самым ярким сторонником отношений с НАТО и Евросоюзом, а страна идет в сторону России. В настоящее время ту же карту, кажется, пытается разыграть президент Маргвелашвили, имеющий противоречия с Иванишвили и премьером Гарибашвили.
С этой точки зрения, действительно трудно определиться, насколько опасность реальна, и насколько все это разыгрывается по внутриполитическим мотивам. Одно может быть более-менее реалистичным показателем: отсутствие тревожных сигналов из Запада, что дает основание считать, что на Западе, по крайней мере, сейчас не видят опасности поворота Грузии в сторону России. Для Армении все это сверхважно, поскольку Грузия сегодня, по сути, становится единственным окном на Кавказе, связующей нитью с Европой, которая если прервется, то мы можем попрощаться даже с теоретическими европейскими перспективами Армении.
В вопросе Грузии, однако, с армянской точки зрения есть другое интересное обстоятельство. В вопросе поворота Тбилиси в сторону России существует довольно большое препятствие. Несмотря на 31-процентный показатель склонности к ЕАЭС, приблизительно две трети населения предпочитает европейскую интеграцию, интеграцию в НАТО. Эта картина имеет также политическую формулировку, то есть, в Грузии есть политическая оппозиция, которая является четким последователем европейского пути. Это в первую очередь партия бывшего президента Михеила Саакашвили, в то же время, ушедший в отставку министр обороны Ираклий Аласания, и, как видно, президент Грузии. Есть также преданные европейскому пути другие силы.
То есть, очевидно, что в Грузии есть, так сказать, оппозиционная база европейского пути, которая не может не быть для властей четким сигналом для бдительности и осторожности, постоянно действующим сигналом, если даже власти действительно склонны к повороту в сторону России (тем не менее, сегодня не существует таких ярких, неопровержимых доказательств). Можем представить, каким огромным фактором может стать эта база в случае объединения.
Эта ситуация для Армении интересна в том аспекте, что в нашей стране, находящейся в том же сложном геополитическом регионе, в эпицентре сложнейших проблем, нет более-менее развернутой оппозиционной базы, которая была бы противовесом для крайне пророссийской политики властей в вопросе внешней политики, которая выступала бы с принципиальных позиций евроинтеграции. В Армении есть такие силы, но они не являются основными игроками. Основные игроки в этом вопросе либо с властями, либо максимум, придерживаются «нейтральной» позиции, что, по большому счету, то же самое.
Между тем, проблема не в примитивном противопоставлении пророссийский-прозападный, которое пытаются получить в Армении пропагандистские прислужники российского доминирования. Проблема в государственной гибкости, самостоятельности, сопротивляемости в условиях вечной геополитической конкуренции, особенно, если учесть, что у Армении с соседями есть серьезные проблемы, которые являются ключевыми точками геополитической конкуренции.
В этих условиях, для ведения самостоятельной, конкурентоспособной политики нужно, чтобы в Армении была оппозиция, выражающая мнение и позиции, отличающиеся от властей, что на минимальном уровне, по крайней мере, обеспечит государственный суверенитет, позволит избежать односторонней диктовки. Самое яркое последствие существующего пробела мы увидели в виде членства в ЕАЭС, которое поставило Армению перед множественными экономическими и политическими потерями, обостряя ситуацию также и на армяно-азербайджанской границе. И одной из ключевых причин этого было то, что этот процесс в Армении не удостоился более-менее серьезного политического сопротивления.
В Армении эта проблема продолжает оставаться жизненно важной и актуальной, отсутствие такой оппозиции, к сожалению, в ближайшее время может поставить Армению перед более тяжелыми сложностями.
Источник: 1in.am