На днях президент Кыргызстана Атамбаев подписал закон о вступлении в ЕАЭС. Наличие пятого члена постепенно становится реальностью. В этом, по сути, предсказуемом процессе существует один интересный эпизод, который с армянской точки зрения достоин констатации.
Министр экономики Кыргызстана Олег Панкратов заявил, что правительство страны разработало антикризисную программу, которая должна осуществиться для нейтрализации отрицательных последствий членства страны в ЕАЭС. С этой целью также будет создан оперативный штаб, который должен быстро реагировать на возникающие проблемы. Трудно сказать, являются шаги Кыргызстана результатом извлечения уроков из членства Армении в ЕАЭС, но очевидно, что Бишкек вступает в ЕАЭС с более трезвыми и рациональными настроениями, чем это сделал Ереван.
Находясь и без того в тяжелом положении, экономика Армении, по сути, оказалась в организационном коллапсе после 2-го января 2015-го года, когда Армения официально стала членом ЕАЭС. Макроэкономические показатели Армении зафиксировали просто катастрофичные показатели, в то же время, зафиксировано также замешательство бизнеса. Есть множество вопросов, связанных с таможенными процедурами, программами, взаимоотношениями, которые вводят предпринимателей в заблуждение. Армянский бизнес остался наедине с подобными многочисленными проблемами.
Ситуация делится на две части: бизнес, который, так сказать, действует на поле сращения с властью, и бизнес, у которого нет крыши власти. Действующий на поле сращения бизнес решает возникшие проблемы, процедурные, документальные неудобства понятным путем: звонки, должностное положение, связи и так далее, и все очень быстро регулируется. По этой части, конечно, нет необходимости ни в какой антикризисной программе, и здесь власти сами являются своеобразной антикризисной программой, по сути, ценой государства, кризиса в экономике. В конечном счете, именно эта характеристика привела к тотальному снижению жизнедеятельности в Армении во всех сферах, к потере государственной сопротивляемости и конкурентоспособности.
Таким образом, тот бизнес, который представляют власти, особо не стоит перед проблемами, или стоит перед теми проблемами, которые носят широкий конъюнктурный характер, и их решение выше сил властей Армении. На другой стороне бизнес, в основном малый и преимущественно средний, который не имеет крыши, не сращен с тем или иным сегментом системы власти, который пытается, еще пытается выжить в Армении. ЕАЭС для этого бизнеса стал новым и серьезным вызовом для выживания, в плане и макроэкономических проблем, и документальных, протокольных проблем. Этот бизнес остался один на один с данными проблемами и реалиями, не может решить вопросы с помощью звонков из кабинетов каких-нибудь чиновников, вмешательств, или использования имени и фамилии какого-либо чиновника, используя межгосударственные связи для решения вопросов личного бизнеса, пользуясь должностным положением и так далее. Антикризисная программа и оперативный штаб для этого бизнеса имеют жизненно важное значение.
На минуту отойдем от реальности и предположим, что ЕАЭС – это чисто экономическая структура, которая может предоставить какие-то экономические возможности предпринимателям стран-членов, в том числе и армянского бизнеса, но для этого, конечно, нужно время, становление и так далее. Предположим эти утверждения объективны, как бы это ни было трудно, судя, мягко говоря, по печальной картине широкого круга отношений между членами ЕАЭС. Тем не менее, предположим, что результаты еще впереди.
Пока малый и средний бизнес Армении достигнут этих результатов, просто задохнутся от проблем, возникших от этих результатов, от неопределенности, так сказать, от нововведений. До достижения результатов, последствия членства в ЕАЭС посыплются на малый и средний бизнес, так сказать, не сращенный с властями, с такой силой, что этот бизнес попросту может не «дожить» до результатов, если не будет оказана особая поддержка государства. Вот чем актуален для Армении подход Кыргызстана. Другой вопрос, как подействует такой подход у киргизов, сработает, или останется только на бумаге. Но в качестве подхода, методологии может стать важным примером для Армении, и если для принятия такого решения в Бишкеке мог послужить уроком пример Армении, то в настоящее время для Армении должен послужить уроком пример Бишкека.
Еще не поздно, чтобы правительство предприняло шаги для предложения механизмов специальной, быстрой, чрезвычайной и оперативной помощи малому и среднему бизнесу. Хотя, возможно, власти Армении в данном случае решают совершенно другие проблемы, и членство в ЕАЭС рассматривают в Армении в качестве важного этапа, так сказать, для деликатного и цивилизованного избавления от бизнесов, находящихся вне подчинения, чтобы занять их место, тем более, что в Армении все свободные ресурсы уже квотированы и разделены, и отныне разделению подлежит то, что до этого не принадлежало системе. ЕАЭС в этом плане для властей Армении является хорошим поводом для организации этого «естественного отбора».
Источник: 1in.am