В Армении продолжаются обсуждения, анализы и оценки вокруг результатов саммита «Восточного партнерства» Евросоюза, который состоялся в Риге.
Это, конечно, с одной стороны, нужно приветствовать, это свидетельствует о том, что по части отношений с Евросоюзом в Армении есть спрос и общественное внимание. С другой стороны, однако, если попытаемся углубиться в эту реальность, то мы, по сути, обсуждаем, рассматриваем, или оцениваем постфактум ситуацию. Рижский саммит был постфактум ситуацией, эпизодом двухлетних событий, предшествующих этому, в ходе которых в Армении отсутствовали обсуждения, анализы и дискуссии.
То есть, когда на протяжении двух лет в Армении не подвергается обсуждению, интенсивному рассмотрению и оценкам, активным общественно-политическим дискуссиям позорное отклонение от Ассоциативного соглашения, и вступление в мертвый ЕАЭС, то обсуждения Рижского саммита уже, по сути, прекращают быть практическими и предметными, и в каком-то смысле напоминают махание кулаками после драки.
То, что произошло в глубинном, существенном плане, произошло до Риги. И если до Риги все происходило, по большому счету, в условиях общественной инертности, общественно-политической инертности, за исключением нескольких десятков или сотен активистов, журналистов, нескольких средств массовой информации и политических деятелей, то продолжающиеся после Риги интенсивные обсуждения относительно результатов получают строго искусственный характер.
Рижский саммит был саммитом протоколов, и в соответствии с этим, не могут обсуждаться результаты. Результаты обсуждаются там, где есть решения, или разработки. Рижский саммит в этом плане не был таким, не стал саммитом разработок. В Риге Евросоюз констатировал реальность, реальность, в которой для Армении картина не столь воодушевляющая. И если в Риге Евросоюз относился к Армении очень культурно, даже доброжелательно, то это вовсе не означает, что картина для Армении изменилась.
Дело в том, что для члена ЕАЭС – Армении в вопросе изменений Евросоюз сегодня, по большому счету, бессилен, и может всего лишь не прекращать контактов с Арменией. Однако не прекращение общения сегодня не может восприниматься, как результат. Это следствие. Чем дольше мы воспринимаем это, как результат, тем больше обманываем себя. Это следствие тех потерь, которые Армения понесла в результате отказа от Евроассоциации. Контакты с Европой в этом случае становятся кислородным баллоном постельного больного, или аппаратом искусственного дыхания находящегося в коме. То есть, они уже сами по себе не являются решающими в плане изменения ситуации, а всего лишь сохраняют минимальную статистическую ситуацию.
Значит, пришло время, чтобы в Армении начались активные обсуждения относительно решающих проблем, развернулись общественно-политические дискуссии вокруг определяющих факторов, которые должны включить проблему пересмотра отношений Армении и ЕАЭС. Это сегодня кажется виртуальным и нереальным, но в глубинном плане нужно двигаться в этом направлении, готовиться к будущему, организоваться для будущего. Пока в Армении не пересмотрен этот вопрос, пересмотр отношений Армения-Евросоюз нереален, и здесь, как готовность и доброжелательность Европы, так и даже самое большое желание Армении не могут ничего изменить, если ключ передан ЕАЭС.
Источник: 1in.am