Домой Армения Почему не выполняется заключенное между Арменией и Ираном газовое соглашение?

Почему не выполняется заключенное между Арменией и Ираном газовое соглашение?

222
0

Почему не выполняется заключенное между Арменией и Ираном газовое соглашение?Член депутатской фракции партии «Наследие» Заруи Постанджян в прошлом месяце во время вопросов и ответов НС-правительство на очередном четырехдневном заседании попыталась получить ответ на вопрос о том, какие стратегические ожидания есть у Армении от устранения или смягчения международных санкций в отношении Ирана.

Региональные страны, и не только региональные, сегодня рассчитывают, как может повлиять на их экономику устранение санкций, установленных в отношении Ирана. Энергетические компании уже отправляют своих представителей в Иран, пытаясь понять, какой объем инвестиций потребуется, какое объединение потребуется для совместной эксплуатации недр Ирана, соседние страны вступили в борьбу за проведение магистралей для экспорта иранского газа и нефти, пытаясь достичь того, чтобы какой-либо отрезок нефтепровода или газопровода проходил по их территории. И в этих условиях, действительно интересно, какие ожидания у Армении, насколько реалистично участие Армении в деле транзита иранских газовых и нефтяных ресурсов.

На вопрос Заруи Постанджян ответил министр энергетики и природных ресурсов Ерванд Захарян. Он всего лишь сказал то, что Армения и Иран собираются построить третью высоковольтную электрическую линию, и что строительство железной дороги Армения-Иран продолжает оставаться в планах правительства РА. Только и всего.

Строительство железной дороги и электрической линии не имеет никакого отношения к ослаблению санкций в отношении Ирана, и эти программы уже существуют почти целое десятилетие, и, возможно, дольше. Международное сообщество никогда не было против осуществления этих программ, и санкции к ним не относились. Более важно получить ответ на тот вопрос, может ли Армения иметь какое-либо участие в деле транзита иранского газа и нефти, ведет ли правительство РА переговоры с Ираном и о странами ЕС, потребляющими иранский газ и нефть, чтобы газопровод или нефтепровод проходил также и по территории Армении. Об этом министр энергетики Армении ничего не сказал, и, пожалуй, ожидать от него ответ на этот вопрос было бы не очень правильно.

Проблема в том, что у Армении нет такого суверенитета, чтобы она могла вести переговоры с Ираном или с западными странами по вопросу транзита электроэнергии по своей территории. Это, по сути, является исключительной монополией России, и единственное, что сегодня интересует Россию, это то, как препятствовать достижению соглашения между Ираном и Западом, как сделать так, что блокада Ирана максимально продлилась.

Более того, какой смысл в том, чтобы о чем-то договариваться с Ираном, если уже достигнутые договоренности не имеют никакой ценности, и не осуществляются. Недавно мы ознакомились с не столь публичным договором, который был подписан между правительствами Республики Армения и Исламской Республики Иран. Документ был относительно поставляемого в Армению газа по газопроводу Иран-Армения, и по одному из пунктов этого договора было четко зафиксировано, с какими темпами должны расти поставки газа из Ирана в Армению. Не желая представить все подробности, существующие в договоре, только отметим, что, например, в 2014-15 гг эти объемы должны были составить 1,75 млрд кубических метров, а в 2017-18 гг они должны были уже достичь 2,3 млрд. А чтобы картина была более ясной, скажем, что в 2014г Армения получила из Ирана немногим более 400 млн кубических метров газа, или в четыре раза меньше, чем было предусмотрено по документу.

Единственным потребителем иранского газа в Армении является ТЭС Еревана, которая производит электроэнергию из иранского газа, приблизительно из 1 кубометра газа получается 4,2 кВт/час электроэнергии, из которых 3 кВт/час экспортируется в Иран, а 1,2 являются собственностью Армении, конечно, с вычетом расходов по производству электроэнергии из газа. То есть, если будет использовано 0,72 куб. м. полученного из Ирана газа, то получатся необходимые 3 кВт/час электроэнергии, а остальные 0,28 кубометров останутся Армении. И если бы Армения действительно могла выйти на договорные мощности, то есть, ежегодно импортировать 2,3 млрд кубометров газа, то могла из 1,5 млрд производить необходимую электроэнергию, а остальные 800 млн остались бы нашей стране, и Армения, по сути, не имела бы проблем с газом, этот газ можно было бы поставлять и населению, и другим потребителям по более низкой цене, чем нынешняя цена. Но, для того, чтобы Армения могла реализовать такое количество газа, необходимо, чтобы кроме Ереванской ТЭС, в этой программе участвовали также и другие производящие электроэнергию компании, а таковым может быть только 5-ый энергоблок Разданской ТЭС. Когда с Ираном пописывался договор, наверно, учитывалось именно то, что 5-ый энергоблок Разданской ТЭС может участвовать в программе «электроэнергия взамен на газ» и довольно эффективно работать.

Но Разданская ТЭС, как и ЭСА, является собственностью российской компании «Интер РАО ЕЭС», и русские предпочитают, чтобы 5-ый энергоблок Разданской ТЭС не работал, чем наносил ущерб России. Если 5-ый энергоблок Разданской ТЭС будет работать, то Армения, по сути, приобретет энергетическую независимость, потому что получит альтернативный источник поставки газа, и, как мы уже отметили, почти бесплатно.

Этот газ можно было бы использовать по той же схеме, если бы в Армении были построены новые газотурбинные электрические станции, но Россия, кажется, препятствует также и реализации этой программы. Кстати, по мнению специалистов, нынешние технологии позволяют из 1 кубометра газа получить уже не 4,2, а 4,7 кВт/час электроэнергии, что означает, что Армении останется больше газа.

Если у властей Армении нет такого суверенитета, чтобы они могли эксплуатировать теплоэлектростанцию, находящуюся на своей территории, или принять решение о строительстве новой, то обсуждение, связанное с вопросами транзита газа и нефти является уже тяжким преступлением. Так что, к Армении никак не относится то, будут ли применяться в отношении Ирана санкции или нет, применяемые в отношении нас санкции нерушимы.

Источник: 1in.am