Леонид Первшицкий в своем блоге на сайте Bloomberg разместил в переводе на русский материал с сайта украинского телеканала «112».
События последних пяти дней в Армении можно отслеживать в «Твиттере» по хэштегу #ElectricYerevan, но они не на первых полосах мировых газет. Мир не интересуют протесты из-за повышения цен на электроэнергию в стране с населением 3 миллиона человек, живущих в красивом, но бедном ресурсами уголке Южного Кавказа. За демонстрациями в Армении внимательно следят в Москве и Киеве, поскольку они отражают необычайно сильную неудовлетворенность российским влиянием на постсоветском пространстве, хотя ранее казалось, что Кремль взял регион в железную хватку.
Все началось в прошлом месяце, когда электрогенерирующая монополия, «Электрические сети Армении», обратилась к правительству с просьбой повысить тарифы на электроэнергию на 40.8%. Коммунальщики жаловались, что армянские гидроэлектростанции вырабатывают меньше энергии, что ремонтные работы на единственной в стране АЭС затянулись на более длинный срок, чем планировалось, в результате чего компания влезла в долги на сумму 250 млн долларов – это огромная сумма для страны с валовым внутренним продуктом только 10 млрд долларов – и попала в немилость к армянским банкам.
Правительство поначалу сопротивлялось, утверждая, что убытки были вызваны взяточничеством. Комиссия по регулированию коммунальных тарифов, например, заявила, что «Электрические сети Армении» получили предоплату от потребителей и подрядчиков (оплату компания отрицает). Но 17-го июня комиссия прогнулась, повысив тарифы на 16.7%, начиная с августа, чтобы избежать отключений электроэнергии. Два дня спустя активисты устроили первую, сравнительно небольшую сидячую забастовку в центре Еревана, столицы Армении. Затем протесты росли. Во вторник полиция применила водометы для разгона демонстрантов и арестовала 250 человек. Около 1,000 демонстрантов оставались всю ночь на улице, в среду митинг вырос.
Все это имело бы мало значения за пределами Армении, если бы энергокомпания не принадлежала «Интер РАО ЕЭС», крупной российской энергетической компании, чьим председателем совета директоров является Игорь Сечин, близкий друг президента Владимира Путина, главный исполнительный директор государственного нефтяного гиганта «Роснефть». Так что протесты против компании якобы коррумпированного управления, по умолчанию, становятся антимосковскими, если не антироссийскими.
В Кремле хорошо осознают это. «Армения – наш ближайший партнер, нас объединяют исторические связи с Арменией и армянским народом, – заявил во вторник пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. – Конечно, мы следим внимательно за тем, что происходит там». Это может звучать банально, но в Армении сродни грому среди ясного неба. «Сам факт, что российский пресс-секретарь президента прокомментировал события в Ереване, является свидетельством того, что или Россия участвует в событиях, происходящих в Ереване, или же она очень волнуется и старается принимать участие, или выражает готовность участвовать, если события выйдут из-под контроля», – написал обозреватель Муса Микаелян на сайте 1in.am.
Москва беспокоится, ведь восстание в Украине начиналось похоже – с тихого ворчания, мелких митингов и пения хором. Тогда полиция применила чрезмерную силу, и протесты накалилась так, что, менее чем за два месяца центр Киева горел, а в скором времени президент Виктор Янукович бежал в Россию. Многие украинцы, гордящиеся тем, что сломали волю России и удержали свою страну, хотели бы, чтобы это повторялось в Ереване.
Liga.net, один из наиболее популярных украинских сайтов, именует акции протеста «Электрический Ереван» как новый «Майдан» – самое распространенное название для киевского восстания. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, этнический армянин, призвал в Facebook ереванских демонстрантов проникнуться романтизмом украинской борьбы. «Дорогая моя Армения! Был день, когда нас избили и рассеяли на Крепостном переулке в Киеве, разобрали наши баррикады, казалось, смяли надежды», – написал он. Но Аваков завершил оптимистично – украинская «воля к свободе» победила.
Эта поддержка из Киева подсказывает сторонникам Путина в Москве, что то, что происходит в Ереване, – это не просто экономический протест. «Наверняка среди демонстрантов много боевиков из Украины, а руководят вынесенным внешним штабом те же политтехнологи, что и киевским Майданом, – написал в Facebook российский политолог Сергей Марков. – Ни о каких спонтанных народных демонстрациях в Ереване речи идти не может. Все технологично, главная цель организаторов сейчас – добиться пролития крови». По словам Маркова, беспорядки в Ереване – это «реакция на не подписание полуколониального договора об Ассоциации с ЕС и за присоединение к Евразийскому союзу».
Но этого не было бы, будь у президента Армении Сержа Саргсяна больший выбор: помимо энергетической удавки на крошечной нации, Россия имеет военную базу во втором по величине городе Гюмри, где 5,000 солдат служат предупреждением для соседнего Азербайджана, что возобновление боевых действий вокруг Нагорного Карабаха может быть плохой идеей.
Россия играет с обеих сторон в этом замороженном конфликте – одном из редко упоминаемых, который помогает России контролировать постсоветское пространство – с начала 1990-х годов и до сегодня, используемого в качестве рычага, чтобы затащить и Армению, и Азербайджан в Евразийский союз. Хотя обе страны входят в программу ЕС «Восточное партнерство», Москва полна решимости не допустить, что свободные ассоциации превратились в что-нибудь более осмысленное.
Баланс в этом регионе – это, если угодно, более трепетный вопрос, чем это было в Украине на момент отстранения Януковича. Возможно, именно поэтому в Армении меньше антимосковских настроений, и даже в огромной армянской диаспоре, которая значительно превышает население страны.
Серж Танкян, певец, лауреат «Грэмми» как член калифорнийской группы System of a Down, перепостил в Facebook фотографии демонстраций. Хотя он с явной симпатией относится к протестующим, которые хотят, чтобы Армения национализировала «монополистическую иностранную коммунальную компанию», он старательно избегал антипутинских высказываний.
Поэтому #ElectricYerevan – это пока что мало похожая на украинский протест демонстрация, и пока не ясно, станет ли она такой. Но это дает путинскому параноидальному режиму еще один повод бряцать своим оружием. Он бы лучше поборол коррупцию внутри госкомпаний, чтобы оказывать влияние на территории своей бывшей империи. Но Москва не в состоянии это сделать, поскольку коррупция является одним из ее основных экспортных товаров. Она может только бороться с симптомами, которые часто включают в себя народное недовольство, интерпретируя его как часть глобального заговора.