Из-за деятельности госкомпаний, во главе которых стоят Игорь Сечин, Борис Ковальчук, на Россию может обидеться наш последний союзник в Закавказье. Чтобы не сказать — просто последний союзник.
Массовые волнения в Ереване начались ещё на минувшей неделе, 19 июня. В российской прессе их уже стали называть «армянским майданом», сравнивая с событиями на Украине осенью 2013-го.
– Большая часть людей, как в том же Киеве, считает, что они вышли бороться за свои права и против тех, кто из года в год поднимал тарифы, – убеждён армянский политолог Сергей Шакарян. – А на самом деле, в толпе появляются люди в масках. И это начинает напоминать каких-нибудь, как говорят у нас в Ереване, «гомосеков-правосеков». Которые в тех же Киевах шли в масках, потому что знали, что идут убивать и провоцировать нечто. А флаги Евросоюза там зачем?.. Люди пытаются подражать уже известным примерам таких площадных революций. Соответствующие органы должны узнать, кто у нас занимается майданизацией Армении.
И тут же отчётливо даёт понять, чью руку следует искать.
– Я точно знаю, что один из послов США в Армении начинал встречаться с определёнными кругами, – прозрачно намекает он. – Организовывал встречи, лекции. Кое-кого вывозили, может быть, были курсы разные, тренинги – мы этого не можем знать…
Армянский журналист, политический обозреватель Айк Халатян говорит, что удивлён такой версией.
– Попытка сравнивать события у нас в Ереване с майданом вызывает у меня недоумение, – говорит он. – В России любят во всех акциях протеста видеть майдан, происки Госдепа. Но зачем Госдепу какие-то происки, если Россия сама всё делает, чтобы испортить отношения с Арменией?
100-процентная дочка и другие дети
Ещё в мае компания «Электрические сети Армении» (ЭСА) объявила о намерении повысить тарифы на 40 процентов и подала соответствующую заявку в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) Армении. На резкое повышение почти в полтора раза власти не решились, одобрили рост цен на 17 процентов. И 17 июня КРОУ объявила, что с августа 1 киловатт в час в Армении в дневное время будет стоить в пересчёте, чтобы было понятнее, с драм на доллары, 10 центов. При средней зарплате в стране на уровне 200 – 300 долларов в месяц. В Санкт-Петербурге электроэнергия дешевле: около 7 центов за киловатт в час.
Необходимость повышения тарифов подробно разъясняется на корпоративном сайте ЭСА. Там сказано, что цены не росли очень долго, с 1999 года по 2009-й, потом их подняли всего дважды. Между тем увеличивалась стоимость энергии, которую ЭСА покупает у производителей электричества. Растут другие расходы. В итоге компания оказалась в «непростой финансовой ситуации».
Айк Халатян, как и многие сегодня в Армении, называет другие причины этой «непростоты».
– За время обсуждения тарифов на свет вышло много нелицеприятных подробностей об этой компании, – говорит он. – О том, например, какой там неэффективный менеджмент, какие непрозрачные схемы работы.
ЗАО «ЭСА» – 100-процентная «дочка» российского ОАО «Интер РАО ЕЭС». Председатель совета директоров «материнской» компании – глава «Роснефти» Игорь Сечин. Председатель правления – Борис Ковальчук. ЭСА были созданы в 2002 году как результат слияния четырёх армянских компаний. И стали на территории Армении так называемым естественным монополистом. Они, объясняет Айк Халатян, распределяют электричество, купленное у производителей, которых в Армении немало.
– Армения – один из региональных лидеров по производству электроэнергии, – говорит он. – У нас есть и АЭС, и ГЭС, и ТЭС. Армения производит намного больше электроэнергии, чем ей самой нужно. И себестоимость производства электричества у нас одна из самых низких на постсоветском пространстве. Но почему-то тарифы у нас выше, чем в соседних странах.
Электроэнергию, продолжает журналист, ЭСА приобретают у другой компании. Тоже, по его словам, российской.
– Причём они покупают её по самой высокой цене, игнорируя более дешёвые источники, – утверждает Халатян. – Как бы компания ни мотивировала повышение тарифов, основная причина её огромных долгов – неэффективный менеджмент и странные схемы работы. Хочешь, не хочешь, а приходишь к мысли о коррупции.
Главные враги
О неэффективности менеджмента говорит и депутат парламента Армении Заруи Постанджян.
– Компания набрала огромное количество кредитов, у неё возникла огромная задолженность, – объясняет она. – А расходы были необоснованными. Теперь свою задолженность они хотят переложить на плечи потребителей.
По словам госпожи Постанджян, сомнения в деятельности ЭСА появились не сейчас.
– В 2012 году был проведён аудит этой компании, – продолжает она. – И по результатам было понятно, что предприятие нездоровое, что ему нужны реформы. Мы проводили по этому поводу парламентские слушания. Но предприятие на реформы не пошло. Они повысили тарифы в прошлом году, в этом году решили повысить снова, и если всё так и останется, то в будущем году они повысят цены опять.
В течение месяца после того, как стало известно о планах монополиста, эта тема муссировалась в армянской прессе. Так, сайт «Центра поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив» приводит данные о том, что монополист израсходовал «за последние 4 года огромные средства на аренду дорогих особняков и квартир в Ереване», полмиллиона долларов в прошлом году пошло только «на услуги связи», за аренду 21 автомобиля платили полмиллиона долларов в месяц. Заруи Постанджян добавляет, что зарплаты, назначенные менеджерами компании для самих себя, были неадекватны её финансовому положению.
– Компания жалуется на огромные долги, но при этом арендует по ценам, которые гораздо выше среднерыночных, лимузины, особняки, – добавляет Айк Халатян. – Причём арендует у каких-то странных фирм-однодневок.
Когда правительство всё-таки объявило, что цены на электричество опять вырастут, люди не выдержали и вышли на улицу.
– Все понимают, что рост цен на электричество – это рост цен на всё остальное, – говорит журналист. – Естественно, все возмущены: почему мы должны платить за неэффективность компании? Может быть, для России это – привычные схемы работы, и россияне готовы терпеть. Но уровень жизни в России намного выше, чем в Армении, и многое можно вытерпеть. А в Армении это очень сильно бьёт по карману большинства населения.
По словам Айка Халатяна, не только энергетический монополист, но и другие естественные монополии в Армении, так уж получилось, оказались собственностью российских компаний. И это повышение тарифов – не первый повод для недовольства.
– Два года назад была такая же ситуация с тарифами на газ, – вспоминает журналист. – «Газпром-Армения» – 100-процентная дочка российского «Газпрома». И простой человек не может понять: как это так, компания покупает на границе газ по 189 долларов за тысячу кубометров, а продаёт потребителям по 370 – 380 долларов? Если раньше армянское общество было возмущено поставками оружия Азербайджану со стороны России, то сейчас главный повод для недовольства – деятельность российских компаний в Армении.
Пока, добавляет он, в массе люди не высказывают антироссийских настроений, традиции дружбы между нашими странами, по его мнению, очень сильны.
– В целом Армения очень доброжелательно настроена к России, – говорит Айк Халатян. – Но если уж Россия забрала в Армении все естественные монополии, неужели она не контролирует их работу? Все понимают, что эти компании тесно связаны с российским руководством, что у властей России есть рычаги влияния на них. Российские власти должны понимать, что если они не предпримут каких-то действий, то дальше акции протеста будут гораздо более многочисленными, чем сейчас. И могут пойти уже под антироссийскими лозунгами.
Мы теряем Армению
В январе этого года отношения двух стран подверглись серьёзным испытаниям, когда солдат, служивший на российской базе в армянском городе Гюмри, вырезал семью из шести человек. Подозреваемый, напомним, был задержан уже на территории России, и его, российского гражданина, по закону невозможно было выдать Еревану, который этого требовал. Тогда по Армении прошла волна недовольства. Много было сказано и о самой военной базе в Гюмри.
– Россия за эту базу Армении не платит ни копейки, наоборот – все хозяйственные расходы ложатся на армянское правительство, – утверждает Айк Халатян. – Это гражданам тоже непонятно: почему мы должны платить за те же газ и электроэнергию для российской базы?
Считается, что российская военная база нужна Армении из-за непростых отношений с Турцией. Историк, политолог, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Александр Сытин считает, что именно в этой базе надо искать корень российско-армянских проблем.
– Основа лежит не в повышении тарифов, – говорит он. – Повышение тарифов стало последней каплей, которая переполнила чашу терпения. А основа лежит в событиях в Гюмри и в позиции России, занятой тогда, по-видимому – ошибочной. Видимо, и в самом поведении российских миротворцев в Гюмри есть что-то, что вызывает недовольство у армян, что служит для них постоянным раздражителем.
В России сложилось мнение, что из всех наших постсоветских друзей Армения – самый преданный. Маленькая и очень небогатая страна, окружённая недружественными соседями, куда, мол, она от нас денется. Александр Сытин считает, что сегодня дружба с Арменией нужна, в первую очередь, России.
– Армения для России – последняя опора на Южном Кавказе, – напоминает он. – С Грузией мы поссорились, видимо, навсегда, во всяком случае – в обозримом историческом будущем. С Азербайджаном всё очень непросто. Армения выступает нашим центральным геополитическим союзником.
Это если не считать, что и с другими постсоветскими друзьями у нас не всё так сиропно, как хотелось бы. Перспектива потерять ещё и Армению вырисовывается все отчётливее с каждым неприятным инцидентом. Вроде роста цен, в котором винят российскую компанию.
– В последние года два Россия проводит в отношении постсоветских соседей крайне странную политику, – замечает Александр Сытин. – Это относится и к Украине, и к Белоруссии – и чем ближе выборы, тем это заметнее, и к Прибалтике – хотя эти страны спасает членство в Евросоюзе. Россия в какой-то момент выбрала линию на то, что я называю топливно-энергетическим шантажом. По принципу «не будете слушаться – отключим газ».
Если такую политику не скорректировать, то и Армения может пойти искать новых друзей. Альтернативой России, по мнению учёного, может стать, например, Иран. Во всяком случае, по словам Александра Сытина, с экономической точки зрения это может быть для армян даже очень привлекательно.
– Россия сегодня предлагает крайне непопулярную, никого не устраивающую систему власти и отношений, – объясняет Сытин. – Привлекательности в нас сегодня нет ни в политической, ни в экономической, ни в какой другой сфере. Предложить мы ничего не можем, кроме разговоров о неких общих конфессиональных корнях. А чтобы быть привлекательными, надо что-то делать.
Ирина ТУМАКОВА,
«Фонтанка.ру»