Замруководителя управления ЖКХ города Дербента Эльхан Казимов на днях был задержан правоохранителями. Как сообщили в соцсетях, у чиновника коммунальной службы обнаружили наркотики. Казалось бы, рядовая новость провинциального масштаба. Однако сведущие дагестанцы, которые давно научились «читать между строк», трактуют провинциальную с виду новость как политическую сенсацию. По мнению народных аналитиков, идет перекодировка исполнительной вертикали в Южном Дагестане под зарубежный стандарт. Зарубежный в прямом смысле слова: установки по ключевым персоналиям во властной вертикали Махачкала получает из Баку.
Странный обыск
Начнем с того, что известие о том, что у Эльхана Казимова нашли наркотики, для дербентцев прозвучала как форменный абсурд. Дело в том, что до того, как прийти на работу в ЖКХ, Казимов работал в Госнаркоконтроле и прослыл среди дагестанцев как непримиримый борец с наркотиками. После службы в наркополиции Казимов работал в МВД, а в 2010 году ушел на работу в ЖКХ. В Дербенте Эльхана Казимова знают как исполнительного ответственного службиста и человека строгих моральных правил. Ни в каких мафиозных или коррупционных делах Эльхан Казимов замечен никогда не был, властных или имущественных интриг не плел. Одним словом, был служакой в хорошем смысле этого слова.
Однако у служаки оказались слабые места. Одно из них — его родной брат Надир Казимов, руководитель управления народного образования Дербента. Местные источники считают, что задержание Эльхана Казимова с наркотиками — продолжение истории, которая случилась в марте с его родным братом.
12 марта этого года в гороно Дербента, которым руководит родной брат Эльхана Казимова, прошел обыск. Сотрудники Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции произвели выемку бухгалтерской и кадровой документации отдела образования. Обыск провели также в кабинете Надира Казимова. В личных вещах главы гороно также никакого компромата не нашли
Бухгалтерские и кадровые гроссбухи были взяты для проверки. Ревизия документации идет уже четыре месяца и, как известно, без каких-либо ощутимых результатов. Несмотря на безрезультатность всех исполнительных процедур в отношении дербентского гороно, над городским отделом образования все более отчетливо сгущаются тучи. То, что его рано или поздно отправят в отставку, Надир Казимов не сомневается.
Мартовский обыск в дербентском гороно жители города сразу же истолковали так: скорее всего, место начальника гороно обещано кое-кому другому, у кого есть или большие деньги, или большие связи. Догадки дербентцев вскоре подтвердились. Вскоре после обыска в гороно азербайджанское издание Haqqin. Az высказалось: по информации издания, на должность главы дербентского гороно претендует директор Дербентского филиала Дагестанского педагогического университета Диана Мустафаева. Доходы у Мустафаевой, если верить ее налоговой декларации, достаточно скромные, но связи такие, которым позавидует любой. Она родная племянница начальника Генерального штаба Вооруженных сил Азербайджана Неджметдина Садыкова, а тот — родственник первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой.
Приемный отец Мустафаевой Шарафудин Сеидов, директор Дербентского педагогического колледжа, также имеет знатное происхождение, и тоже по линии высших властей Азербайджана. Он муж сестры Неджметдина Садыкова, то есть приходится азербайджанскому генералу зятем.
Дербентский район «для своих»
С конца прошлого года зять начальника генштаба южнокавказского соседа России рассматривается многими дагестанскими аналитиками как кандидат на крайне важную должность в муниципальной власти РД — должность главы Дербентского района. Напомним, что после того, как в октябре прошлого года прежний глава района Курбан Курбанов был отправлен в отставку, район остается номинально бесхозным. С советских времен, когда азербайджанская семья Курбановых почти единолично управляла районом, должность главы района считается азербайджанским местом. Нынешний и. о района Магомед Джелилов — четвертый по счету азербайджанец, которого Махачкала с осени помещает в объемное кресло дербентского тяжеловеса Курбанова. Трое предшественников Джелилова сменяли друг друга спустя месяц (нетипичный случай кадровой чехарды даже для Дагестана). В районе (как и в Махачкале) не без основания считают, что Джелилова «ставили» на район как очередного «и.о», который должен какое-то время посидеть в важном кресле, а потом уступить место нужному человеку. Таких исполняющих обязанности в республике иронично именуют «живыми грелками».
То, что «нужным человеком», которому Джелилов рано или поздно передаст бразды правления районом, будет директор Дербентского педагогического колледжа Шарафутдин Сеидов, в Дагестане мало у кого вызывает сомнения. Многие дагестанские газеты, в частности, вездесущий «Черновик», называют Сеидова без пяти минут главой района. О Сеидове как о будущем главе района говорят и эксперты. Сведующих людей в Дагестане не удивляет все более циркулирующая информация насчет того, что главой гороно Дербента, скорее всего, будет падчерица прогнозируемого главы стратегически важного для России района Дагестана. Логика любой клановой власти предписывает, чтобы на важные места пристраивать «своих».
Более того, в кругах дагестанских экспертов уже оговаривается вариант, кто при главе Дербентского района Сеидове будет районным прокурором. По мнению экспертов, этим человеком, скорее всего, будет муж Дианы Мустафаевой Осман Мустафаев. Предполагаемый прокурор Осман Мустафаев только недавно вернулся в Россию из многолетних заграничных скитаний. Дело в том, что его отец Магомедали Мустафаев, хоть и был когда-то прокурором Дербента, сам с законом дружить не привык. В 2000 году Магомедали Мустафаева с позором уволили из надзорного ведомства, а в «нагрузку» возбудили производство по подозрению экс-прокурора города в злоупотреблении служебным положением, мошенничестве и преступной растрате служебных денег. Спасаясь от правосудия, семья Мустафаевых около 15 лет скрывалась в Турции и Азербайджане. Скрывалась бы и дальше, если бы Магомедали Мустафаев не получил неизвестно откуда сигнал, что на родине ему уже ничего не грозит, и сказал своим, что надо возвращаться в Дербент, поскольку там будет лучше, чем за рубежом.
Итак, по раскладкам дагестанской общественности, в Дербентском районе в будущем выстроится следующая властная линия. Глава района — Шарафудин Сеидов, его падчерица Диана Мустафаева — начальник городского отдела народного образования, муж Мустафаевой Осман — прокурор Дербентского района. Все они — дербентские азербайджанцы, граждане России, но «завязаны» не на Махачкалу и Москву, а на Баку, и на своих постах будут проводить не российские интересы, а азербайджанские.
Эксперт: Баку борется за власть над Юждагом
То, что будет так, а не иначе, дагестанцы не сомневаются. По данным дагестанской газеты «Черновик», за Шарафудином Сеидовым могут стоять братья Заур и Марат Аскендеровы, первый из которых является депутатом Госдумы, а второй — постоянным представителем Республики Дагестан в Азербайджане. По данным «Черновика», братья Аскендеровы, в свою очередь, тесно дружат с влиятельным московским бизнесменом Ильгамом Рагимовым — уроженцем Азербайджана.
Кроме того, ориентировались на Баку и прошлые власти района, в том числе и всевластный хозяин Дербентского района Курбан Курбанов. Его родной брат Магомед Курбанов много времени был главой постоянного представительства Дагестана в Азербайджане, а функции этого постпредства заключались не столько в отстаивании интересов Дагестана, сколько в обеспечивании прикрытия выводу в Азербайджан капиталов дагестанских «тузов». Еще один примечательный факт: на стене кабинета Курбана Курбанова, где ответственные руководители обычно вешают портрет президента России, вплоть до курбановской отставки красовались портреты Гейдара и Ильхама Алиевых.
То, что в Юждаге строчат властную канву по азербайджанской выкройке, в беседе с EADaily подтвердил дагестанский журналист и политолог Милрад Фатуллаев, главный редактор РИА «Дербент»:
«В последнее время в Дербенте завязался очень большой клубок борьбы за власть различных групп. Одна из самых весомых групп в этом клубке — официальный Баку. Именно с этим клубком связан скандал с переименованием одной из центральных улиц Дербента в честь бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева. К этому же клубку относятся следующие негативные факты в политической жизни Юждага, которые я сейчас перечислю. Первый: попытки республиканских властей в преддверии юбилея Дербента отстранить мэра Дербента Имама Яралиева от управления городом. Второй: внедрение в конце мая в кресло главы администрации Дербента управляемого азербайджанца Азади Рагимова, который, судя по всему, устраивает и Махачкалу, и Баку. Третий факт, имеющий не только политическое, но и геополитическое значение: увольнение осенью 2013 года с поста директора музея-заповедника „Нарын-Кала“ лезгина Кулама Исакова и назначение директором музея азербайджанца Али Ибрагимова. С появлением Ибрагимова в музее усилились попытки продавливания в дербентскую историографии мифологических построений пропагандистов „Великого Азербайджана от Тебриза до Дербента“. По этой причине от раскопок в крепости Нарын-Кала был незаконно отстранен археолог международного значения Александр Кудрявцев, а на его место стали прочить дербентского писателя-мифотворца, который в своей книге назвал жителей Кавказской Албании древними азербайджанцами. Разумеется, что из этого клубка растут все более усиливающиеся претензии Баку на Дербент, который бакинские историософы считают древним азербайджанским городом, оказавшимся в составе России по ошибке».
Фатуллаев обратил внимание на странные взаимоотношения влиятельных кругов Баку и главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. «Любопытно, что глава Республики Дагестан является членом Координационного центра Союза азербайджанских организаций России — говорит дагестанский эксперт — Этот центр некоторое время назад объединял наиболее влиятельных азербайджанских олигархов нашей страны».
Напоследок об этническом происхождении Надира и Эльхана Казимова. Они тоже азербайджанцы. Но поскольку, как говорят эксперты, во властной вертикали Юждага решили строчить бакинскую канву, братьев Казимовых посчитали «неправильными азербайджанцами». Таким же «неправильным азербайджанцем» сочли и бывшего главу администрации Дербента Мовсума Рагимова, убранного с должности под нажимом в конце весны.
Артур Приймак — редактор Северокавказской редакции EADaily