«Любое событие в любой стране может стать поворотным и считаться историческим для данной страны. Соглашение, заключенное сначала в Лозанне, затем – в Вене, можно считать историческим». Об этом в интервью агентству Арменпресс заявил чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в Республике Армения Мохаммад Реиси.
Соглашение между ИРИ и «шестеркой» важно во многих аспектах, считает он, прежде всего, Иран не подчинился принуждению и, преодолев трудности, смог приобрести согласие противоположной стороны. «Затем, переговорами можно решить худшие и сложнейшие международные вопросы. Так что, переговоры между ИРИ и «шестеркой» войдут в анналы дипломатии, о них будут преподавать в учебниках как о примере удачного разрешения международного противостояния. Принятием данного соглашения аннулируются 7 резолюций Совбеза ООН, и Иран официально получает право вести ядерные исследования и обогащать уран. Аннулируются санкции против ИРИ. Запад утверждает, что Иран пошел на уступки в вопросе изготовления ядерного оружия, однако ИРИ никогда не преследовала эту цель. Надеюсь, что таким образом разрешатся и другие международные конфликты», – пояснил Мохаммад Реиси.
Мы видели, как праздновали в Иране заключение этого соглашения, люди вышли на улицу и организовали праздник. Посол Ирана это объясняет так: «37 лет, как в ИРИ произошла революция, после чего в адрес Ирана звучали многие угрозы. Иран вынудили к войне, против него были применены жесткие санкции. Народ Ирана сопротивлялся всему этому, доказывая миру свою приверженность переговорам. Никто не может угрозами привести иранцев за стол переговоров. Этот праздник – результат того сопротивления, которое народ оказал жестким санкциям».
Мохаммад Реиси согласен с тем, что осуществление крупных армяно-иранских программ не проводилось именно из-за санкций. «Да, я думаю, что если бы не санкции, то они были бы реализованы», – заявил он, отвечая на вопрос журналиста агентства, и пояснил, что проект армяно-иранской железной дороги имеет региональное значение.
«Армения может стать транзитным звеном между Черным морем и Персидским заливом; этим путем могут пойти перевозки из Восточной Азии и юга Ирана в северные страны. Это будет коридор Юг-Север. Товары из Индии и Пакистана смогут через Армению быть переправлены вплоть до Европы. Проект требует серьезных инвестиций. Будет хорошо, если найдется компания, готовая осуществить этот проект. За отрезок пути от Мегри до Севана требуется 3 млрд 200 млн долларов. Мы говорили много раз, что если найдется инвестор для этого отрезка, то мы готовы построить свой отрезок в 60 км. Я, как и президент Саргсян, думаю, что проект очень важный», – подчеркнул иранский посол.
М.Реиси считает, что, несмотря на высокий уровень политических отношений, экономические отстают: «Предусматривался рост товарооборота до 1 млрд долларов, однако пока что это 300 млн. Одна из причин – законы. Мы готовы сгладить это и облегчить правила, что поможет бизнесменам в их начинаниях. В торговле есть несколько пунктов, которые важны – это упрощение законов, прозрачность таможенного законодательства. Иран соотносится с Арменией уже 22 года, однако мы пока не имеем соглашения о льготных тарифах. Если наши страны подпишут безвизовый режим, то это увеличит и туристические потоки».
2015-ый – важный для Армении год, мы поминаем 100-летие Геноцида армян. Отвечая на вопрос о том, почему ИРИ пока официально не признала его, он сказал:
«Мы всегда чтим память жертв, 24-го апреля посол Ирана в Армении принимал участие в мероприятиях. Мы всегда осуждаем резню невинных людей».
Журналистом был прямо поставлен вопрос: когда можно ожидать визит Хасана Роухани в Армению? Посол ответил так:
«Надеемся, что это произойдет в этом году. Не могу назвать сроки. В ближайшем будущем в Армению приедет вице-президент, после чего мы будем ожидать приезда президента Роухани».
Мохаммад Реиси не исключил, что в Тегеране может вновь открыться посольство США. Отвечая на вопрос, можно ли ожидать налаживания отношений Иран-США, когда в этом году мы стали свидетелями еще одного исторического события – наладились отношения между Кубой и США, открылись соответствующие посольства, посол отметил:
«Нет ничего невозможного. В ходе переговоров мы предполагали многие возможности, однако они касались только ядерной программы. Запад всегда неверно воспринимал этот вопрос. Наши враги все 37 лет распространяли в СМИ дезинформацию об Иране. Сегодня весь мир и Запад поняли, что это была дезинформация. Страны, недовольные этим соглашением, проявили себя, сейчас они гораздо опаснее, чем те измышления о нас, которые они сочиняли. Запад понял безопасность ядерной программы Ирана, все проверки показали, что Иран не отклоняется от принятых обязательств».