Несмотря на небольшую территорию, Армения гордится своей серьезной репутацией – в 301 году она стала первой страной, принявшей христианство как государственную религию, и многие церкви и монастыри там построены более чем тысячу лет назад. Их в основном строили на высотах с захватывающими дух видами, чтобы обезопасить от атак врагов. Они являются воплощением памяти о религиозном наследии народа. Об этом пишет автор путеводителей Патриция Шульц на туристическом сайте «Travel Weekly».
«Даже не пытайтесь расшифровать уникальный индоевропейский язык армян, на котором говорят только 3 миллиона жителей Армении и часть ее обширной 7-миллионной (или еще большей) диаспоры, рассеянной по всей планете. Его непостижимый алфавит был создан в 5 веке для перевода Библии. Религия и язык являются братьями- близнецами армянской национальной идентичности», – отмечает Шульц.
На фоне настоящего этой нации вырисовывается ее трагическое прошлое, неизбежное воспоминание о Геноциде 1915 года, когда от руки Османской империи погибли 1,5 миллиона армян. Находящийся на вершине холма памятник в память жертв Геноцида смотрит на миллионный город – Ереван, как молчаливая дань уважения народу и религии, выжившим за тысячелетия, отмечает Шульц.
«Ереван оказался не таким, как я его себе представляла. Вопреки собранной до поездки информации о резне армян, тяжелой экономической ситуации и безработице, туристов встречает современная столица, впечатляющая своей красотой страна, готовый всегда помочь любезный и веселый народ, а также радушное гостеприимство», – отмечает автор.
Шульц рассказывает, как наслаждалась армянской кухней с замечательными блюдами из свежих овощей, разновидности йогуртов и соленых сыров, долмы из виноградных листьев и шашлыка (отдавая предпочтение свинине). Застолья сопровождаются частыми тостами и местным вином. Армянский коньяк – любимый напиток Черчилля – славится крепостью, едва маскирующейся ароматом граната, абрикоса или вишни, рассказывает Шульц.
Она также отмечает, что вечера в Ереване очень оживленные, когда люди выходят на улицы, заполняя летние кафе и тенистые площади. То тут, то там можно увидеть молодые семьи с кушающими мороженое детьми, прогуливающиеся пары и группы друзей, направляющихся в бары. Все собираются вокруг похожих на Белладжио танцующих фонтанов на Площади Республики. Все это придает городу «отпускное настроение».
Шульц подчеркивает, что в Ереване и за его пределами ощущается полная безопасность.
Первый построенный в Армении и являющийся древнейшим собор Эчмиадзин – главный храм Армянской Апостольской церкви с IV века – впечатлил Шульц своей уникальностью. Её также заинтересовал монастырь Гегард, представляющий собой комплекс из трех связанных между собой церквей, построенных в пещерах.
Принесший христианство в Армению Григорий Просветитель просидел в промозглой яме 13 лет. На этом месте позже был построен монастырь Хор-Вирап, на потрясающем фоне покрытой снегом горы Арарат, пишет Шульц
Эта гора нависает над ереванским горизонтом, как могущественный национальный символ Армении. Она находится в 45 километрах от армянской границы, ныне на территории Турции. В Книге Бытия гора называется Масис, и предполагается, что на ней находится Ноев Ковчег. Армяне гордятся этим фактом, связывая свое происхождение с данным событием, пишет автор.
В Армении на удивление хорошо развита инфраструктура, и посещение маленьких сел и далеких уголков страны безопасно для туристов-одиночек. Автор объездила монастыри и церкви, караван-сараи Шелкового пути и старинные кладбища, обедала в маленьком ресторане, хозяин которого регулярно побеждает на фестивале шашлыка, попробовала вино и коньяк – и все это среди покрытых девственными лесами гор, скалистых ущелий и бурлящих рек.
Шульц также побывала на озере Севан – одном из самых больших и высокогорных пресных озер в мире и провела «идиллическую» ночь в Дилижане, перед тем, как покинуть Армению.