После списания Ташкент закупит российское оружие: сейчас закон запрещает продавать его странам, с которыми есть неурегулированные долги.
Правительство России в четверг внесло в Госдуму законопроект о ратификации соглашения между РФ и Узбекистаном об урегулировании взаимных финансовых требований. Из $889 млн долга перед Россией Узбекистан заплатит лишь $25 млн, — передает «Коммерсантъ».
Соглашение о списании узбекского долга было подписано в декабре прошлого года в ходе визита Владимира Путина в Ташкент. Речь на них шла об обязательствах, возникших в связи с распадом бывшего СССР, а также о технических кредитах, предоставленных Узбекистану в 1992-1993 годах (тогда вышедшая из рублевой зоны республика получала российские товары и технику в рассрочку).
Российская сторона заявляла о $500 млн «тела» долга и $389 млн процентов по нему. Но в конце 90-х узбекский парламент решил не признавать эту задолженность госдолгом.Узбекские власти признавали лишь $43 млн задолженности и при этом заявляли о своих претензиях на часть Алмазного фонда СССР на сумму $1-2 млрд.
Как сказано в пояснительной записке к документу, предлагаемый уровень списания «в целом соответствует практике последних лет»: в случае с Монголией он составлял 98%, с КНДР и Кубой — 90%.
Списание так и не признанного Узбекистаном долга начала 90-х уже позволило России решить проблему поставок газа на юг Киргизии. Проблема возникла после того, как в апреле 2014 года «Газпром» купил «Кыргызгаз». В результате той сделки Узбекистан прекратил поставки природного газа на юг Киргизии, поскольку в договоре «УзТрансГаза» с «Кыргызгазом» было прописано, что в случае смены владельца последнего узбекская сторона прекращает выполнять свои обязательства. Проблема в итоге разрешилась в самом конце 2014 года, сразу после договоренностей Владимира Путина и президента Узбекистана Ислама Каримова о списании долга.
Также договор дает возможность открытия новых кредитных линий для поставок Ташкенту российского вооружения. Напомним, что сейчас российское законодательство запрещает открывать новые кредитные линии странам, с которыми у РФ есть неурегулированные финансовые отношения.