На фоне прямой или косвенной общественно-политической дискуссии, развернувшейся после опубликования ряда положений проекта конституционных реформ, кажется, со стороны Сержа Саргсяна не наблюдается молчание на эту тему. Ситуация здесь довольно интересная.
Дело в том, что движение процесса конституционных реформ, по сути, регулировалось выступлениями Сержа Саргсяна. Саргсян выступал в каком-нибудь формате, говорил о процессе конституционных реформ, после чего профессиональная группа, работающая над проектом, выполняла какой-нибудь публичный шаг. В этот раз, кажется, шаг был сделан без предшествующей речи Сержа Саргсяна. Это, конечно, не означает, что не было сопроводительной речи Сержа Саргсяна, что опубликование каждого пункта проекта не было согласовано с ним. Конечно, было бы наивно даже думать об этом.
Все, несомненно, согласовано, и в соответствии с этим, опубликовано. Но в условиях публичного молчания Сержа Саргсяна, которое продолжается до сегодняшнего дня. Интересно, сколько еще будет продолжаться. Следует полагать, что до осени Серж Саргсян не будет выражаться на эту тему, если, конечно, до этого не будут определенные форс-мажорные события, связанные либо с внутренними, либо с внешними вопросами, в частности, Карабахская проблема, которая входит в активную стадию.
Молчание Сержа Саргсяна понятно. Он взял паузу для того, чтобы поставить субъектов общественно-политического поля в максимально неопределенное положение. Дело в том, что эти субъекты не могут взять паузу. Они как можно быстрее взяли под прицел конституционный процесс, и приняли тактику, которая не подразумевает паузы. Если бы они не сделали мишенью опубликованный проект, то принятая тактика стала бы непонятной.
Но положение Сержа Саргсяна другое. Он молчит, с одной стороны, пытаясь понять, какое место для «торга» они оставляют ему. В то же время, Серж Саргсян попытается сделать из всего этого вывод, какой риск содержат для него опубликованные проектные положения, что стоит смягчить, чтобы не увеличить напряженность. Выше всяких сомнений то, что Серж Саргсян в конституционный проект включает положения, которые для него в дальнейшем могут стать, так сказать, разменной монетой, то есть, при необходимости станут его компромиссом в результате политических консультаций. Это нужно и Сержу Саргсяну, и тем силам, которые пойдут с ним на согласие, и как основание, представят те положения, которые по их «требованию» в качестве компромисса Серж Саргсян удалит из проекта.
Например, еще будучи министром обороны, в 2005-ом году, когда уже Саргсян пытался представиться как будущий кандидат в президенты, он этим подходом комментировал вопрос освобожденных территорий Нагорного Карабаха, заявив, что когда территории освобождались, он еще во время войны говорил, что они не для расширения территории, а для переговоров. И сегодня в проект конституционных реформ Саргсян, несомненно, включил ряд «освобожденных территорий», которые потом уступит взамен на какие-то договоренности с политическими субъектами.
Целью молчания также заключается в том, чтобы не вносить какую-либо определенность в представления политических субъектов насчет того, какие пункты имеют значение «балласта» для Сержа Саргсяна. Не исключено, что он тоже в этом вопросе до конца не определился, и не наметил «красным» подлежащие изменению пункты. Здесь проблема в том, что Серж Саргсян должен сопоставить две реалии – переговоры с силами вне власти, и отношения внутри властей.
Саргсян не может руководствоваться вне механизмов противовесов. Кто-либо, оказавшийся в его положении, либо должен прибегнуть к безоговорочному монархистскому методу, обезглавить несогласных, либо должен неизбежно применить политику противовесов во всем. У него нет внутренних и внешних ресурсов для «обезглавливания» и монархистских подходов, следовательно, остается тактика противовесов.
Отношения с политическими силами вне власти он должен уравновесить с центрами силы внутри власти. В частности, для этой цели Сержу Саргсяну нужна, например, Дашнакцутюн, которая, несомненно, является самой ресурсной и самой организованной из сил, находящихся в настоящее время вне власти, вне контроля какого-либо крыла внутри власти.
Выражаясь, Серж Саргсян снизит как возможность для дальнейших маневров, так и ограничит возможности для маневра тех сил, которыми должен уравновесить крылья внутри власти. Поэтому Саргсян должен повысить «сопротивляемость», чтобы потом пожинать плоды. Конечно, это вовсе не означает, что год не может не быть «сельскохозяйственным».
Источник: 1in.am