СКР сообщил, что в «деле «Роснано» появились свидетели, которые заявили о новых преступлениях, совершенных топ-менеджерами госкорпорации. РБК выяснил, о каких фактах идет речь.
29 июля Следственный комитет (СКР) объявил, что проводит дополнительные проверки, связанные с деятельностью бывшего руководителя «Роснано» Леонида Меламеда и финансового директора этой организации Святослава Понурова. Официальный представитель СКР Владимир Маркин пояснил, что после публикаций о возбужденном против Меламеда и Понурова деле в комитет обратились «свидетели, заявившие о совершении обвиняемыми также иных преступлений».
«Эти обращения в настоящее время проверяются следственным путем», — сказано в официальном сообщении СКР. По словам Маркина, Следственный комитет совместно с Росфинмониторингом и Интерполом проверяют информацию «о выводе за рубеж средств, похищенных бывшими топ-менеджерами госкорпорации». Конкретных случаев и каких-либо названий фирм Маркин не назвал.
По словам двух источников РБК в руководстве «Роснано», речь идет о заявлении московского бизнесмена Дмитрия Лернера, который на днях обратился в СКР с официальным заявлением на имя Александра Бастрыкина.
В разговоре с корреспондентом РБК Дмитрий Лернер подтвердил факт обращения в СКР, сообщив, что по его заявлению начата предварительная проверка. В заявлении он просит возбудить уголовное дело против нынешнего главы «Роснано» Анатолия Чубайса и бывшего замглавы госкорпорации Андрея Малышева (по словам его адвоката, Ольги Козыревой, он находится на лечении за рубежом).
Претензии Лернера связаны с одним из проектов «Роснано» под названием «Унирем», который специализируется на выпуске инновационного асфальтового покрытия с добавлением частиц автомобильных покрышек.
В 2010 году наблюдательный совет «Роснано» одобрил участие корпорации в проекте «Унирем», разработанного ООО «Новый каучук» (вклад «Роснано» в уставной капитал составил 301,5 млн руб.). По данным СПАРК, в январе 2012 года 65% компании «Унирем» принадлежало ГК «Новый каучук», а 35% — госкорпорации «Роснано». Покрытие «Унирем» планировали выпускать на заводе «Уником», расположенном в Подольске (на тот момент председателем «Уником» был родной брат Дмитрия Лернера, Михаил). Совладельцем ГК «Новый каучук» был тесть Михаила Александр Вершинин.
Согласно заявлению Лернера, в 2009 году брат Михаил занял у него более 252 млн руб. (на 2011 год долг не был возвращен). В итоге Дмитрий Лернер своих денег обратно не получил, а в 2013 году компания «Новый каучук» ликвидировалась. В 2014 году Михаил Лернер получил шесть лет лишения свободы, а Вершинин — три года (по ст.159 УК «Мошенничество»).
«Все сведения, которые я изложил в своем заявлении, имеют документальное подтверждение. Я хочу добиться, чтобы все было по закону и по справедливости», — сообщил Дмитрий Лернер корреспонденту РБК. По его утверждению, ГК «Новый каучук», которой владели его близкие родственники, — это фирма-однодневка, и представители «Роснано» должны были ее соответствующим образом проверить, но не сделали этого.
До того как обратиться в СКР с заявлением, Дмитрий Лернер рассказывает, что регулярно писал письма в правоохранительные органы. В них упоминается о получении смс-сообщений, где «Анатолий Чубайс согласовал с Владимиром Путиным» его, Дмитрия Лернера, физическое устранение (копии писем есть в распоряжении РБК). Как утверждает Лернер, он сохранил все сообщения, но не помнит, «с какого номера они приходили». Копии всех заявлений каждый раз направлялись руководству «Роснано». За период с 29 мая по 17 июля 2015 года Дмитрий Лернер отправил порядка 15 писем.
В пресс-службе «Роснано» подтвердили, что такие письма приходили, но отказались комментировать их содержание. По словам заместителя председателя корпорации Андрея Трапезникова, содержание писем говорит само за себя, а лучше всего их прокомментируют «люди в белых халатах». Сами письма уже переданы руководством «Роснано» в правоохранительные органы, уточняет Трапезников.