Спецкор “Комсомольской правды” (28.07.15) Николай Варсегов (на снимке) делится своими впечатлениями от поездки по Армении и Нагорному Карабаху
В маленьком городке Шуше решил я купить штаны. В той самой Шуше, где недавно нашел приют неугомонный наш Герман Стерлигов. И об этом ярком событии мы уже сообщали миру:
Но сегодня речь о штанах. Тут их много на разный вкус, как и всякой другой одежды. На этикетках писано не пойми чего, а по работе видно, что производство местное. Пошито вполне прилично, но с ярко выраженным армянским акцентом.
Спрашиваю в одном магазине:
— Это штаны армянские?
— Нет! Нет! — говорят продавщицы как бы слегка испуганно, — это привезли нам из-за границы!
И в других магазинах мне отвечали так же. Но из какой это «заграницы» никто пояснить не мог. Сначала-то мне подумалось, что продавцы набивают цену. А после один человек из местных порассказал, что чуть ли не половина всех производств армянских работает в теневом режиме. Так сложилось традиционно еще со времен советских. Цеховики подпольные в бюджет ни драма не отчисляют, а платят «кому положено».
Потому в Армении, как и в Нагорном Карабахе зарплаты, пенсии очень маленькие. Зато на культуру здесь не жалеют денег. Только в одном Шуше, с населением в 4 тысячи человек, работают 4 музея: краеведческий, музей камня, музей ковров и художественный. В последнем я познакомился с молодой смотрительницей Грануш. Расспросил её о житье-бытье. Живет она в частном доме с мамой, бабушкой, братом. Отец у Грануш на войне погиб. Мама работает бухгалтером, зарплата ее 90 тысяч драм. Грануш получает 70 тысяч. Старший брат учитель: 40-50 тысяч. У бабушки пенсия 30 тысяч. Итого: 240 000 драм на четверых. Это, примерно, 29 000 рублей. Минус газ, электричество, вода, телефоны, интернет и т.д. — остается 22 000 рублей. То есть по 5 500 рублей на человека в месяц. При этом из дешевых продуктов в Армении только фрукты и хлеб. Булка стоит от 15 рублей. Все остальное почти по российским ценам. На вопрос: как можно прожить на такие деньги? Грануш отвечает, что их доходы еще хорошие, а многие и того не имеют. В то же время по всей Армении народ спозаранку на стройках трудится, на дорогах, в садах, полях. Всюду кипит работа, но не приносит она почему-то должных богатств народу.
В Ереване я встретился с советником посланника посольства России в Армении Андреем Ивановым и задал ему пару вопросов.
— Андрей Павлович, в нашем недавнем разговоре Вы сказали, что армяне очень трудолюбивая нация. В то же время страна Армения далеко, например, не Южная Корея или Израиль по уровню и комфорту жизни. В чем, как думаете, проблема?
— Армянская экономика находится в непростой ситуации. Это связано и с разрушением целых отраслей в постсоветский период. А также с отсутствием средств и инвестиций для подъема важных отраслей промышленности и торговых отношений с Турцией и Азербайджаном, продолжением мирового экономического кризиса и т.д. В Советском Союзе Армянская ССР действительно была своего рода и Южной Кореей, и Израилем. Здесь развивалось и наукоемкое производство, и сельское хозяйство, процветала наука и культура. Потенциал действительно талантливого и интеллигентного народа был реализован. К сожалению, после распада СССР независимая Армения не смогла в полной мере использовать этот потенциал. Не было средств, рынков сбыта, наконец, руководителей и хозяйственников, которые бы думали о развитии страны. Кроме того, Армения столкнулась с массовым оттоком молодого и активного населения за рубеж. К тому же страна вела вооруженный конфликт за Нагорный Карабах, да и сейчас она вынуждена тратить на оборону значительную часть госбюджета. Все это не позволило стране стать своего рода «кавказским Израилем». По экспертным данным около 40% населения живет ниже прожиточного минимума. Хотя высокий потенциал, заключающийся в первую очередь в главном богатстве и ресурсе Армении — ее трудолюбивом и талантливом народе, сохраняется.
— Какой основной товар производит ныне Армения?
— Последние годы основу экономики составляют лишь несколько отраслей, которые обеспечивают львиную долю всей внешней торговли — добыча руд цветных металлов, производство коньяка, вин, сельхозпродукты.
— Западные санкции для России, а также ослабление нашего рубля сказались на армянской экономике?
— Конечно, падение курса рубля негативно повлияло на армянский экспорт в Россию. В условиях западных экономических санкций за январь-май 2015 года объемы импорта из Армении по сравнению с пятью месяцами прошлого года сократились на 36%, а экспорта — на 16%. Однако, все не так плохо, как пытаются представить некоторые эксперты, называющие цифры падения объемов российско-армянской торговли чуть ли не в два раза. Во-первых, полной статистики в отношении торговли с Россией пока нет, поскольку для стран ЕАЭС введена новая форма учета перемещения товаров, которую не все экспортеры успели заполнить. Во-вторых, сокращение объемов торговли в долларовом эквиваленте не всегда означает ее сокращение в абсолютных объемах. Например, с начала 2015 г. цена на российский газ для Армении также сократилась, но разве это плохо для армянских отраслей? Ну, и в-третьих, мы рассматриваем эти трудности как временные. После вступления Армении в ЕАЭС создаются все условия не только для наращивания взаимной торговли, но и для возрождения промышленного и научного потенциала страны. Важный вклад, который может внести Армения в российскую экономику — это сфера инновационных технологий, в первую очередь — информационных, особенно в условиях, когда российские фирмы и корпорации начинают отказываться от западной IT-продукции, в т.ч. корпорации Microsoft.
— Есть у армян какие-то качества, особенности, традиции, которые неплохо бы перенять и нам с пользою для себя?
— Путешествуя по Армении, везде мы можем видеть такую картину — в специальных беседках или просто на стульях, сидят люди и играют в шахматы, шашки или нарды. Такая страсть к настольным играм, особенно к шахматам, прививается в Армении с самого раннего детства. Более того, с недавнего времени шахматы стали обязательным школьным предметом. И такая традиция, закреплённая на государственном уровне, приносит свои плоды. Мы знаем, что Армения занимает лидирующие позиции в этом виде спорта. Но больше всего мне нравится то, что с ранних лет армянские дети учатся мыслить стратегически, самостоятельно принимать решение, продумывать и предвосхищать шаги своего партнера. Шахматы — это игра настоящих стратегов и дипломатов. К сожалению, сегодня в России эта игра не пользуется былой популярностью.