Мэр Дербента Имам Яралиев 11 августа ушел в отставку, которая, по оценкам экспертного сообщества, носит «добровольно-принудительный характер»: мэр сложил полномочия по своей воле, но вследствие давления сверху. Об этом на сайте Центра политических технологий «Политком.ру» пишет руководитель Северо-Кавказской редакции EADaily Артур Приймак.
В начале января 2015 года в Дербенте, благодаря «нездоровому ажиотажу» в азербайджанских СМИ вокруг актов вандализма в отношении находящихся в Дербенте азербайджанских памятников, между дагестанцами и азербайджанцами сложилась довольно напряженная обстановка, активно подпитываемая неизвестными провокаторами в социальных сетях.
«Основное острие сетевых атак было направлено на мэра Имама Яралиева, который, будучи лезгином, якобы «ненавидит азербайджанцев», – пишет автор.
Примечательно, что 11 января в магальной части Дербанта прошел несанкционированный митинг, который почему- то не был разогнан, как этого требует федеральное законодательство.
«Впоследствии было выяснено, что вбрасываемые азербайджанской прессе слухи о фактах вандализма в Дербенте – дело рук группы журналистов, которые, судя по данным некоторых источников, были ангажированы Махачкалой для информационной войны против Яралиева. Месячный гонорар члена этой группы Марко Шахбанова исчитывается в десятках тысяч долларов», – пишет автор.
Дербентцы, согласно автору, заметили, что процесс дискредитации градоначальника пришелся именно на период выборов мэра, которые должны были состояться в городском собрании Дербента 12 января.
Можно было не сомневаться, собрание города проголосует за кандидатуру устраивающего все политические и общественные силы города И. Яралиева. Однако, согласно автору, у градоначальника скопилось много противников, в числе которых – глава Дагестана Р. Абдулатипов, которого давно раздражала самостоятельность Яралиева в принятии решений в городе.
Далее события по дискредитации Яралиева развивались «по принципу сюжета криминальной хроники».
«15 января „Кавказский узел” сообщил, что в мэрии Дербента был проведен обыск. 23 января азербайджанские СМИ со ссылкой на анонимный источник сообщили: территориальная избирательная комиссия (ТИК) признала переизбрание Имама Яралиева незаконным. Непонятно кем инспирированные слухи о незаконности были в тот же вечер опровергнуты ТИК Дербента и юридическим отделом мэрии, но читатель запомнил в первую очередь то, что ему заявили раньше распространители слухов. 4 февраля, как сообщает дагестанская газета „Черновик”, по соцсетям пошла гулять публикация о возбужденном против Яралиева уголовном деле о махинациях с федеральными землями в черте города, которые мэрия, вопреки законодательству, якобы пустила на аукционные торги» — описывает хронологию Приймак.
В итоге оказалось, что заведенное на Яралиева дело было заведено с грубыми нарушениями уголовно-процессуального законодательства и не имело под собой оснований.
Следующим шагом Абдулатипова стала директива властям Дербента переименовать улицу Советская в честь первого президента Азербайджана Гейдара Алиева. «Это решение Махачкалы было, может, приятным для Баку, но в Дербенте оно было воспринято как провокация. Лезгиноязычная часть населения Дербента воспринимает Гейдара Алиева крайне отрицательно», — отмечает автор.
Против переименования был мэр Дербента Имам Яралиев – лезгин по национальности.
Но Махачкала обрисовала депутатам городского собрания «перспективы» от переименования – получив улицу имени своего первого президента, Азербайджан полностью ее преобразует на свои деньги: расширит, полностью благоустроит, отремонтирует школу, создаст предприятия с рабочими местами для дербентцев, и т.д.
Мэрия Дербента, «скрепя сердце», подчинилась приказу Махачкалы. Однако, как и следовало ожидать, навязанная городу улица Гейдара Алиева вылилась в скандал не только дагестанского, но и всероссийского масштаба: дагестанские общественные организации выразили негодование, вылившиеся в июне 2013 года в массовые митинги протеста против переименования.
Примечательно, что обещанных «инвестиций» в обмен на увековечивание имени Гейдара Алиева, Дербент так и не получил. «Два с лишним года бакинские инвестиции если и приходят, то Дербент как не видел, так и не видит», — отмечает автор.
Напомним, что в связи с планом властей Дагестана по переименованию в Дербенте улицы Советская в честь покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева, в ряде городов России прошли митинги «против азербайджанизации Дербента». В частности, участники митинга «Дербент – южный форпост России», прошедшего 29 июня в Москве, приняли резолюцию, в которой приводятся требования к администрации Дербента отменить решение собрания депутатов города о переименовании улицы Советской в улицу им. Гейдара Алиева. В резолюции митинга также сказано, что власти Азербайджана не скрывают свои претензии на Южный Дагестан. В Дагестан же, в рамках акции «Дербент южный форпост России», одиночные пикеты прошли в Махачкале, Каспийске, Дербенте и в Ахты.
Отметим, что на протяжении многих лет власти Азербайджана претендуют на город Дербент. К примеру, после развала СССР из Баку на Дербент началась трансляция радиопередач, в которых город называется «дитя, отнятое от матери». Еще в 1992 г. на встрече активистов «Садвал» с председателем Госсовета Республики Дагестан М.М. Магомедовым, депутат НС РД Н. Рамазанов сказал, что дербентские чиновники слушаются только Баку, они Махачкале не подчиняются, и призвал вернуть им Дербент.
На сегодня в Азербайджане начали появляться новые статьи, ставящие вопрос: «Чей город Дербент?». Регулярно в Азербайджане на азербайджанском языке рассказывается о «Великом Азербайджане», который тянется от пригородов Тегерана до южных окраин Тбилиси и от Еревана до Дербента включительно. Власти Баку предъявляют территориальные претензии всем соседям Азербайджана. Армении, к примеру, вообще не оказалось места, Грузии предъявлен счёт на 8,7 тысяч кв. км., Ирану – на 250 тысяч кв. км., России – «всего лишь» на 7 тысяч кв. км Южного Дагестана. Тем временем, со стороны официальной Москвы наблюдается гробовое молчание.