По прогнозам экономистов, осенью следует ожидать девальвации армянского драма. Но пока драм сохраняет стабильность на фоне падения всех «соседских» валют.
В конце прошлого года, после резкой девальвации российского рубля, почти на 20% снизился к доллару и армянский драм. Сейчас, несмотря на «вторую» девальвацию рубля, драм демонстрирует устойчивость, хотя девальвировал и китайский юань, и казахский тенге.
В чем секрет устойчивости армянского драма? Экономисты считают, что как только экономика оживет, драм упадет.
Экономист Ашот Егиазарян указывает на существенное сокращение объемов импорта, не вывозится много валюты, и на рынке относительное затишье.
«Но вряд ли можно утверждать, что на драм не оказывается давление. Есть проблемы, связанные с обслуживанием внешнего долга, трансферты прибывают в Армению уже в девальвированном виде, хотя эффект можно будет увидеть позже. Это приведет к определенной девальвации драма», сказал он.
Ашот Егиазарян считает, что курс драма поддерживается искусственно. «Проводятся определенные интервенции. Сезон туристический, и в Армению прибывает валюта. Кроме того, правительству удалось получить кое-какие кредиты. Это в определенной степени сдерживало давление на драм. Так же, как и сокращение импорта, что позволяет не вывозить доллар за рубеж», отметил он. Егиазарян прогнозирует девальвацию драма уже с октября.
Экономист Вардан Бостанджян также ожидает девальвации. Он отмечает, что в условиях отсутствия активной экономической деятельности, сокращения товарооборота, ощущается дефицит инвестиций и наблюдается определенная стабилизация.
Хотя девальвация казахской валюты не может напрямую сказаться на армянском драме, Бостанджян считает, что это породит нежелательные явления для нас. «Сейчас в Армении ситуация мертвая, чему способствует и летний сезон. Если в сентябре будет наблюдаться оживление, то эти явления станут более заметными», сказал он.
Бостанджян говорит, что управление армянской экономики не векторизировано на один полюс. «Пока в нашей стране не сформирована единая государственная и национальная модель управления, каждый преследует свой интерес, а значит, субъективный подход становится слишком частым», подчеркнул он.
Отвечая на вопрос, связана ли стабильность драма с тем, что Армения осталась за пределами евразийской экономики и оторвалась от российской, Бостанджян сказал, что ЕАЭС никак не может выбраться из состояния агонии.
«Там сейчас ничего не происходит, более того, неопределенность нарастает, а отношения ухудшаются. Это состояние комы. Даже в морально-психологическом плане члены ЕАЭС не соответствуют друг другу и не имеют ничего общего, если не считать советского прошлого. Хотя в рамках ЕАЭС ловкие армяне могли бы с помощью правильной политики выбраться из кошмара», отметил Бостанджян.
Источник: «Лрагир.ам»